Татьяна Мокина
Методическая разработка «Развитие речи. Формирование словаря в первой младшей группе детей 2–3 лет»
▼ Скачать
Методическая разработка
Развитие речи. Формирование словаря в первой младшей группе. 2- 3 лет.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Публикация «Методическая разработка „Развитие речи, Формирование словаря в первой младшей группе детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работа по формированию словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим.
Многие дети этого возраста легко подражают речи взрослых, повторяя не только отдельные слова но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Вот почему педагог должен обеспечивать постепенного усвоение детьми нового. В этих целях следует шире использовать задания типа «Найди (принеси)» (найди зеленый карандаш, принеси варежки и т п) «Покажи (сделай)» (покажи, как поливают цветы из леечки. Эти задания позволяют педагогу выяснить, понимает ли ребенок, о чем речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.
Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже с известными им словами («Клюет курочка? Клюют. У нее клюв. А у цыплят - клювики. И Цыплятки – клюют. Клюют зернышки.» и т п) Затем надо с помощью вопросов поупражнять детей в употреблении этого слова («Курочка клюет. Что делает?» - «Клюет», - хоровой и индивидуальные ответы.)
Можно рекомендовать следующие игры и упражнения, способствующие формированию словаря : «Поможем кукле Катя запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки и т. п)»;
«Куда что нужно положить?» (чашку – поставить на поднос или в буфет; платье – повесить в шкаф; яблоко – положить в вазу или на блюдо и т п);
«Что изменилось?» (Маша сняла сарафан и надела теплое платье; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и тп);
«Чей малыш? Чья мама?» (на группировку животных по принципу; взрослое животное - детеныши);
«Назови правильно» (Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка, совок – совочек, платок – платочек и тп);
«Подскажи». Это упражнение используется прри повторении с детьми знакомых им сказаок, потешек, при составлении рассказов на темы из личного опыта детей и др. например педагог начинает рассказывать. не договрив какую то фразу, ставит вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы («Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке. что дала?» - «Молодцы». – «молоко. Катя налила. во что?» - «В блюдечко» и тп).