Надежда Арыстанбекова
Урок по естествознанию «Лаборатория юных исследователей» в 3–4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока для проведения внеклассного мероприятия по предмету "Естествознание" в начальной школе (3-4 класс).
Цель – создать условия для формирования умений и навыков проведения исследовательской работы.
Публикация «Урок по естествознанию „Лаборатория юных исследователей“ в 3–4 классе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: проведение несложных наблюдений и опытов, используя лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать сообщения и выводы на основании полученных результатов;
формирование умения работать в группах, распределять роли и обязанности между участниками группы;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство взаимопомощи.
Ожидаемые результаты: умеют выделять существенные признаки предметов, обобщать, делать несложные выводы.
Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное.
Форма внеурочной деятельности – поисковые и научные исследования.
Раздаточный материал: к каждому опыту
Ход мероприятия:
I. Приветствие. Введение в тему.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята.
- Сегодня мы предлагаем поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?» - Итак, добро пожаловать в Лабораторию юных исследователей.
- Ребята, кто скажет, что такое лаборатория? Давайте подберем ассоциации к этому слову. (Стратегия «Сбор ассоциаций»)
- Предлагаем вам побыть сегодня лаборантами. В лаборатории всегда тихо и чисто. Прочитайте, как нужно вести себя в лаборатории.
- Считаем, что данная форма проведения уроков, поможет учащимся в будущем, ведь недаром говорят: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». (Древняя китайская мудрость.)
I. Совместное проведение исследований.
- В 3 и 4 классе по предмету Естествознание начинается раздел «Вещества и их свойства».
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете вещество, с помощью которого мы сегодня будем проводить опыты.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Опыт 1. «Неугомонные зернышки»
Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них?
Реквизит - охлаждённая банка с минеральной водой, стакан, 6 зёрнышек риса. Разложи нужные предметы на столе. Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.
Начинаем научное волшебство!
Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой. Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.
Результат. Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз. Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.
Опыт 2. «Лавовая лампа»
Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно. но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу.
Вывод: Две жидкости разной плотности не смешиваются даже при взбалтывании.
Опыт 3. «Волшебные цветы»
- Необходимо вырезать из бумаги цветы с длинными лепестками (дети старшего возраста могут вырезать их сами). При помощи карандаша лепестки закрутить к центру.
- Предлагаем опустить эти разноцветные лотосы (водяные лилии) на воду, налитую в широкую емкость. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт 4. «Причудливые узоры» - опыт с молоком и красками.
Для проведения экспериментов с молоком нам понадобится:
• молоко (чем больше жирность, тем лучше)
• пищевые красители (например, как здесь, чем больше цветов, тем лучше
• тарелка
• жидкость для мытья посуды
• пипетка
• ушные палочки или спичка с намотанным на нее кусочком ваты
Вывод: в состав молока входят жиры, которые плохо смешиваются с водой и, следовательно, с красителями, растворенными в воде. Из-за этого капли красителей, находясь в молоке, практически никак не смешиваются друг с другом. Жидкость для мытья посуды расщепляет жиры, поэтому, если добавить ее в молоко, то начинается расщепление жиров и изменение силы поверхностного натяжения в растворе. За счет этого физико-химического смешивание красок.
Опыт 5. «Создаём цветную бумагу самостоятельно»
- Мало кто знает, что достаточно просто создать эффектную разноцветную бумагу в домашних условиях самостоятельно. В результате этой необычной техники она получится причудливой, необычной расцветки процесса и происходит, напоминающей рисунок мраморного камня. Для создания такого вида цветной бумаги понадобится:
• мужская пенка для бритья;
• акварельные или акриловые краски;
• одноразовая бумажная тарелочка для смешивания красок;
• бумага;
• кусочек плотного картона.
Наносим равномерный плотный слой пены на тарелку. Слегка разводим краски водой, цвета должны быть насыщенными и яркими. Затем берём немного краски каждого цвета кисточкой и «капаем» по несколько капель разных оттенков на тарелку с пеной в произвольном порядке. Следующая часть наиболее любима у детей любого возраста. Взяв в руки ватную палочку или зубочистку, нужно развести цветные капли в пене. Затем необходимо взять лист бумаги и приложить его плашмя к образовавшейся в тарелке разноцветной пене. Переверните лист, положите его сухой стороной на стол. Теперь необходимо соскрести остатки пены с поверхности листа. Для этого достаточно взять кусочек плотного картона, и держа его вертикально, снять излишки пены.
Лист получившейся цветной бумаги яркой и весёлой расцветки можно использовать, когда она просохнет.
- Опыты у детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Большинство занимательных химических опытов совершенно безопасны, но в тоже время очень познавательны и красивы.
- Предлагаем вашему вниманию опыты и эксперименты, которые проводили наши учащиеся в домашних условиях.
Итог урока. Рефлексия.
Оцените каждый сам свою работу на уроке.
«Колба – три уровня».
Красная колба – Ничего не понял.
Желтая колба– Понял, но объяснить не смогу.
Зеленая колба–Могу объяснить одноклассникам и родителям.