Алёна Хвостикова
Консультация «Если ребенок не говорит?»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого начала нашего жизненного пути и с каждым последующим годом жизнь предъявляет всем нам, без исключения, немалые требования. Стремительно возрастает объем наших познаний, и педагоги желают, чтобы запоминание этих знаний было не механическим, а осмысленным. Чтобы помочь ребятам совладать с ожидающими их тяжелыми задачами, необходимо позаботиться о незамедлительном и достаточно правильном становлении речи детей. Нередко к логопеду приходят родители с вопросом, почему же происходит задержка речевого развития на данном возрастном этапе? Как помочь детям в данной проблеме?
Публикация «Консультация „Если ребенок не говорит?“» размещена в разделах
Для полноценного развития речи, необходима комплексная работа. Исследователи в области нейрохиругрии смогли доказать, что развитие мелкой мускулатуры пальцев, приобретает особое значение для становления речи ребенка. Ученые записывали биотоки мозга у детей и выявили, что если малыш осуществляет равномерные движения пальчиками правой руки, то в левом полушарии у него создается увеличение согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположена сенсорная речевая зона. Взаимосвязь функции кисти руки и речи оказались слишком узкой, что гимнастику пальцев рук признают сильным психофизиологическим мотиватором формирования развития речи. Чрезвычайно значимо взаимоотношения ребенка с социумом, где ребенок получает необходимый материал для подражания.
Так как речь является приобретенной, нужно постараться, чтобы речь окружающих была образцом для подражания.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики.
Для этого необходимо играть с органами артикуляционного аппарата.
С помощью этих игровых упражнений мы развиваем мышцы губ и языка.
1. Открыть и закрыть ротик.
2. Улыбнуться и вытянуть губки в «трубочку» (и – у).
3. Язычок - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
4. Слизывать широким язычком варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
5. Широкий язычок за зубки («горочка»)
6. Пощелкать язычком («лошадка»).
7. Выработать сильный «ветерок» посередине язычка:
а) сдуть перышко с кончика носа;
б) дуть через соломинку или трубочку в стакан наполненный водой;
в) подуть на мельницу или султанчики.
2. Массаж пальчиков рук левой и правой
Массаж следует выполнять легким нажатием от кончиков пальцев к запястью родителем или логопедом. Разминанием или легким поглаживанием сверху вниз. Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.
Отличную тренировку мелкой мускулатуры пальчиков гарантируют народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Наши пальчики устали», «В гости к пальчику большому», «Наш малыш» и т. д.
3. Пальчиковая разминка
Ребенок выполняет самостоятельно.
1. Играет на «гитаре».
2. «Лягушки-квакушки» - одновременное сгибание и разгибание пальчиков.
3. Поочередное сгибание и разгибание пальчиков в кулачок и из кулачка.
4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
6. Покажи «козу».
7. Покажи «ушки зайчонка».
8. Играем на «пианино».
9. Хлопаем в ладошки.
4. Работа с мелким раздаточным материалом
1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
2. Работа с вкладышами.
3. Пирамидки разнообразной величины.
4. Нанизывание бусинок на нить, снятие их по одной.
А. А. Хвостикова, учитель-логопед