Татьяна Шаймарданова
Елена Хоринская. Материалы к внеклассному занятию
▼ Скачать + Заказать документы
Уральская поэтесса Елена Хоринская.
(Материалы к внеклассному занятию)
Елена Хоринская — автор десятков сборников, адресованных детям и взрослым, автор сотен стихов, опубликованных в сибирских, уральских, столичных газетах и журналах. Поэтесса незаслуженно забытая. Мы решили вспомнить стихи нашей уральской поэтессы, кого называли " уральской Барто"
Детская поэзия Хоринской («Спичка-невеличка», «Тая и Фая», «Два Сашки в одной рубашке», «Журавушки» и другие книги) приходит к ребенку одновременно со сказками Пушкина, признанными стихотворными эталонами литературы для малышей. И отнюдь не теряется в именитом ряду! Человек подрастает и встречается с одухотворенной лирикой взрослой Хоринской об истинном и вечном, что всегда с нами.
Публикация «Елена Хоринская, Материалы к внеклассному занятию» размещена в разделах
Вопросы к сборнику «Наш город»».
1. На какой реке был построен наш город? (На реке Исеть)
Чтение стихотворения «Наш город»
- Внимательно ли вы слушали стих-е?
+++-Сколько лет Екатеринбургу? («Он третье столетье стоит»)
2. Послушайте стихотворение из сборника:
«Всё обычно. Всё привычно.
На границе тишина.
Входит в город пограничный
Запоздалая весна….
Нет тревоги тёмной ночью,
И не нужен пулемёт,
И любой, когда захочет,
Ту границу перейдёт
Очень любим мы гордиться,
Что у нас своя граница!»
==Разве у нас пограничный город? О какой границе идёт речь?
(В 40 км от Екатеринбурга, возле города Первоуральска, стоит обелиск «Европа-Азия». Здесь проходит граница между этими частями света.)
3. Посмотрите на фотографию.
- Как называется это место? Какие события здесь происходили?
Выберите строки об этом месте.
1. Берут с одобрительным гулом
Листовок сырые листы,
А где-то стоят караулы,
Стоят боевые посты.
И снова в лесу у … Палаток
Собрался рабочий народ.
2. Год восемьсот двадцать шестой,
Молва летит по всей округе…
Подводы стали на постой
В старинном Екатеринбурге.
3.. И вновь стучат колёса в такт,
И гнутся сосны, с ветром споря.
Сибирский тракт,
Сибирский тракт,
Как много повидал ты горя!
(Каменные Палатки. Здесь собирались рабочие на тайные собрания, митинги.)
4. Что это за стихотворение? Узнайте это место на фотографии.
«Недалёко от Исети-
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год…
…К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт.»
(Дом П. П. Бажова.)
+++Какие книги этого писателя вы знаете?
5. Фотография Дом творчества школьников.
- Что вы знаете про это здание?
«Под домом холод подземелья-
Какие тайны скрыты в нём?
. Влетает в окна свежий ветер,
Горнисты охраняют дверь.
И всюду солнце. Всюду дети-
Они хозяева теперь.»
– Чем занимались дети во Дворце?
6. «Качают головами ели
И что-то шепчут без конца…
Как много лет они глядели
На окна белого дворца!
-Кто узнал в этих строчках свой объект?
-Почему «белого дворца»?
7. Вставить слова- названия заводов.
Всех заводов список длинный:
ВИЗ и Электротяжмаш,
Механический, … Турбинный
И Компрессорный, и … Шинный,
РТИ, Чермет, … Химмаш,
Хлебзавод и … Фармзавод,
И завод фруктовых вод,
И завод Медпрепарат,
И (Камвольный) комбинат.
В общем трудно перечесть,
Что у нас в Свердловске есть.
Но всего важнее наш
Самый главный -
(Уралмаш, Химмаш, Шинный, камвольный, фармзавод, Турбинный)
Чтение и беседа по сборнику «Стихи детям»
1. «Гриша- Обещалкин»
-Какие качества высмеивает Елена Хоринская?
(лень, пустые обещания, не сдерживает слово, безответственность,)
2. «Звонок»
- У кого советует поучиться Елена Хоринская тем, кто всегда опаздывает?
А в селе на ферме птичьей
У догадливых ребят
Заведен такой обычай
Созывать звонком (цыплят)
Кто бежит с лужайки дальней,
Кто спешит из камышей.
И представьте, опозданий
Нет совсем у малышей!
Может быть, послать ребят
Поучиться у….(Цыплят)
3. «Влас».
- Почему так бывает? Кто виноват? (Влас не учит уроки, а винит учителей, ребят.)
4. «Два Сашки в одной рубашке»
Какое качество высмеивается в стихотворении? (лицемерие, притворство)
5. Какое стихотворение выбрал и выучил ты? Прочитай выразительно.
Какое качество здесь высмеивает автор?
Инсценирование отрывка из сказки «Девушка- семиделушка».
1. Почему Машу назвали «девушкой-семиделушкой?
2. Чтение отрывка.
- Какие дела недоделала Маша?
3. Что натворил дед, когда остался дома один?
4. Кто лучше справляется с домашней работой: дед или бабушка?
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Читайте стихи Елены Евгеньевны Хоринской!