МААМ-картинки

Единственный ребёнок в семье. Особенности взаимодействия сиблингов

Юлия Горяинова
Единственный ребёнок в семье. Особенности взаимодействия сиблингов

Единственный ребёнок в семье. Особенности взаимодействия сиблингов

По мнению А Адлера порядок рождения- основная причина возникновения установок, определяющих в дальнейшем стиль жизни человека. Он утверждал, что у разновозрастных детей, живущих в одной семье, нет идентичного социального окружения. Особенности влияния родительских установок и ценностей,опыт самих детей, их взаимоотношения с сиблингами меняются в результате появления следующих детей и формируется стиль жизни.

Публикация «Единственный ребёнок в семье, Особенности взаимодействия сиблингов» размещена в разделах

А. Адлер сформировал положение о зависимости развития личности ребёнка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция характеризует это порядок, его отношение к миру общения и деятельности,форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. А. Адлер выделил следующие сиблинговые позиции :

- единственный ребёнок,

-старший ребёнок (первенец,

-средний ребёнок,

-младший ребёнок.

Дети,у которых не братьев и сестёр,имеют одновременно лучший и худший из миров. Единственный ребёнок является для родителей одновременно самым старшим и самым младшим, он продуцирует черты старшего ребёнка, и в тоже время сохраняет до зрелости инфантильные проявления. Адлер указывает, что позиция единственного ребёнка уникальна-у него нет ни брата ни сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это приводит к ситуации соперничества с отцом, а поскольку ребёнок долго находится под контролем матери, став взрослым,он продолжает ожидать покровительственного и оберегающего отношения к нему со стороны окружающих. Можно ожидать, что личностные черты единственного ребёнка будут отличаться ярко выраженной социальной зависимостью эгоциетризмом.

Единственный ребёнок в семье обычно находится в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются не замеченными, он не обойдён родительской лаской и заботой, он никогда не попадает в категорию "заброшенных".

В то же время, благодаря своему особому положению в семье,единственный ребёнок ожидает и легко принимает помощь других, хорошо переносит одиночество.

Отрицательные стороны в воспитании единственного ребенка заключаются в том, что он не привык к необходимости считаться с мнениями и потребностями других людей, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

А. Адлер считал положение первенца лишенным проблем, пока он является единственным ребёнком в семье. Родители особенно ожидают появление первого ребёнка в семье и стараются всецело отдать ему любовь, заботу,внимание. Рождение же второго ребёнка драматично для первенца, т. к изменяется его положение в семье и,соответственно, его взгляды на мир.

Старший ребёнок так или иначе сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение ряда обязанностей в ситуации появления сиблинга.

Отношение родителей к старшему ребёнку (первенцу) определяется их недостаточной компетентностью в воспитании, неуверенностью,зачастую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики.

Самооценка старших и единственных детей оказывается выше, чем у средних и младших, они более автономны и самодостаточны.

Психологические особенности младшего ребёнка, такие же, и у единственного,он не был травмирован появлением следующего (ещё одного ребенка). Младший ребёнок для всей семьи- малыш. часто родители оказывают ему повышенное внимание после того, как он вырос. Без всякого сомнения, к младшим детям предъявляются гораздо меньше требований, особенно если старший сиблинг того же пола. Младшему прощается гораздо больше, чем старшему, который в сходном возрасте считался уже "большим".

У младшего отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности его лидерства ограничены, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий.

Младший ребёнок в семье - предмет всеобщей заботы. Он избалован внимание и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребёнка. Обычно младший лишен самодисциплины, у него существуют проблемы с принятие решений, поэтому он либо ждёт решения проблемы от других, или отвергает любую помощь.

Средний ребёнок - второй из трёх или один из средних в большой многодетной семье-одновременно является старшим и младшим. Адлер полагал, что среднему ребёнку задает положение в семье его старший сиблинг. Темп развития среднего оказывается более высоким, чем у первенца. В результате средний ребёнок вырастает сопереживающим и честолюбивым, испытывающим стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или старшей сестры. Средний ребёнок в семье часто ставит непомерно высокие цели.

В семье средние дети лишены авторитета, который присущ старшим, спонтанности, игривости младших, однако их положения в семье имеет свои преимущества:они имеют способность к ведению переговоров с разными людьми, к дипломатической деятельности отличаются дружелюбием.

Публикации по теме:

Красоты Сочи и АдлераКрасоты Сочи и Адлера Я хочу познакомить Вас с красотами окрестностей Сочи и Адлера. Это вид со смотровой площадки по дороге на Красную поляну А это дорога.

Заикание Заикание – одно из распространённых нарушений речи среди детей дошкольного возраста. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Единственный ребёнок в семье. Особенности взаимодействия сиблингов
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 06:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД