Елена Королева
Единое учебно-воспитательного пространство как средство формирования поликультурной идентичности
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в России на волне социального обновления, стремления к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, стремления к тесному взаимодействию с мировым сообществом в решении глобальных проблем, международному сотрудничеству, осуществление гуманитарных проектов, сохранив при этом национальное своеобразие, все более и более актуальным является билингвальное обучение. В свете модернизации школьного образования, введения новых федеральных образовательных стандартов особое значение приобретает формирование единого учебно-воспитательного пространства, отвечающее развитию творческого потенциала личности обучающегося, расширению возможностей получения им более широкого образования. Во многом адекватные этим целям условия складываются в процессе обучения на билингвальной основе. Билингвистическая направленность обучения в гимназии отражает интересы, предпочтения и потребности современного общества в человеке, способного к межличностному и межкультурному диалогу, предоставляю возможность осознания себя в двух языковых культурах, возможность осуществлять органический естественный переход от одной культуры сознания к другой для самоопределения и самореализации. Формирование единого учебно-воспитательного пространства рассматривается в контексте основных изменений, обозначенных в концепции модернизации школьного российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах: обновление и жизненная направленность содержания школьного образования, и его ориентация на формирование системы универсальных действий, а также формирование гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности. Основные принципы билингвального образования (билингвальность, универсальность, герменевтичность) направлены на сопоставление двух образовательных, языковых культур; всесторонность, многообразность знания, изучение универсальных способов познания (включая общенаучные) и преобразования (культура проектной, конструкторской и управленческой деятельности) себя и мира; понимание и обучение всеобщим знаковым системам – языкам. Реализация этого принципа в школе билингвального образования – оснащение ученика технологиями пользоваться различными знаковыми системами. Понятие «обучение на билингвальной основе» означает, что в соответствии с современными концепциями, взаимосвязанное и равнозначное овладение обучающимися двумя языками, освоение родной и иной культуры, развитие обучающегося как билингвальной и бикультурной личности, формирования гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности.
Публикация «Единое учебно-воспитательного пространство как средство формирования поликультурной идентичности» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Таким образом, в обучении на билингвальной основе язык рассматривается, прежде всего, как инструмент приобщения к миру специальных знаний, а содержание обучения отличается совмещением предметного и языкового компонентов во всех звеньях учебно-воспитательного процесса. Актуальность обучения на билингвальной основе определяется общей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в области образования обусловливает тенденцию к интеграции предметного знания, направленность на построение целостной картины мира. С учетом этих тенденций обучение на билингвальной основе обеспечивает обучающемуся: широкий доступ к информации в различных предметных областях, получение дополнительной информации в соответствии с индивидуальными потребностями, создание мотивации к самообразованию и непрерывному образованию, что, в свою очередь, создает в дальнейшем дополнительные возможности контактов на общеевропейском и мировом рынках специалистов. Наряду с этим, обучение на билингвальной основе способствует как совершенствованию общей языковой подготовки, так и овладению иностранным языком в практических и специальных предметных целях, расширению сферы межкультурного обучения, а также повышению мотивации к использованию иностранного языка для удовлетворения личных познавательных интересов. Гимназия ставит качественно новую задачу – формирование билингвальной культуры личности ученика, ориентированную на достижение командного и личного успеха и способных устанавливать толерантные отношения с людьми, представляющими самые разные социальные группы, формирование гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности. Программа преобразований основана на концепции поликультурного образования. Поликультурное образование как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивает освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов, формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам, активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности. В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны тенденция к установлению этнической идентификации подрастающего поколения и формированию культурного самосознания обучаемых, при одновременном преодолении их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
Диалоговый подход предполагает рассмотрение поликультурного образования как способа приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство.
Такое понимание диалога, когда все культуры не отвергаются, а сосуществуют и взаимодействуют. Диалог, является универсальным принципом инкультурации человека, который организует его мышление, обеспечивает саморазвитие культуры, воспроизводство личности, способность к коммуникации. Все исторические и культурные явления выступают продуктом общения, взаимодействий, следствием взаимоотношений с самим собой, социумом, с универсумом.
Диалогичность обеспечивает механизм самосохранения и саморазвития культуры, помогает избежать её стагнации, окаменения и ритуализации. Диалогичность позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт, всегда ищет баланса, компромисса. В процессе поликультурного образования связь эта обеспечивается подготовкой обучающихся к пониманию другой культуры, к признанию окружающего разнообразия.
Диалог, осознаваемый как фундаментальный принцип жизнедеятельности культур, указывает на существенную потребность одной культуры в другой. Социально-психологический подход требует рассмотрения поликультурного образования как особого способа формирования определённых социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, формирования гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности, позволяющих выпускнику средней школы осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.
Межкультурное общение – это особая форма общения, когда два участника акта общения принадлежат разным культурам.
В традициях социально-психологического подхода выводятся следующие педагогические цели поликультурного образования :
– Развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике человека, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоёв.
– Осознание того, что культурные различия и чужие культуры в целом влияют на эмоциональную сферу человека, становясь источником его переживаний и потребностей.
– Развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, умение оценивать системы ценностей и норм по степени их исторически-конкретной важности для определённых видов деятельности.
– Формулирование способности интегрировать элементы других культур в собственную систему мышления и ценностей.
Основу модели образовательной системы школы составляет билингвальное образование как важнейшая форма поликультурного образования.
Понятие билингвальное языковое образование предполагает взаимосвязанное и равнозначное овладение обучающимися двумя языками (родным и неродным, освоение родной и неродной/иноязычной культуры, развитие обучающегося как двуязычной и поликультурной личности и осознание им своей двуязычной и поликультурной принадлежности.
Гимназия организует целенаправленное приобщение школьников к мировой культуре средствами родного и иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов. Целью преобразований является создание условий для формирования языковой личности обучающегося как активного гражданина России и Европы, обладающего гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичностью.
Выпускник гимназии - это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к России, высоких гражданских ценностей. Он руководствуется в своих действиях нравственными принципами, свободен от конъюнктурных влияний в выборе поведения, ответственен перед совестью, стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созданию материальных и духовных благ во имя и во благо своего Отечества. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек непримирим ко злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости, но способен всегда встать на защиту рубежей своей Родины. Учитывая ФГОС, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования.
Формирование единой образовательной среды гимназии, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса. Механизм развития образовательной системы и создания единой образовательной среды гимназии реализуется через ряд проектов. В настоящее время усилия педагогического коллектива школы направлены на реализацию проектов и эффективных механизмов ценностно-целевого управления гуманитарными образовательными проектами, направленными на формирование единой образовательной среды гимназии.