юлия юлия
Единое пространство: детский сад-семья (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Варга Юлия Григорьевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ Детского сада № 2 «Ручеек»
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помощниками,
союзниками, участниками единого педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей»
В. А. Сухомлинский
ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО : ДЕТСКИЙ САД - СЕМЬЯ
Публикация «Единое пространство: детский сад-семья (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Современное дошкольное образование имеет главный критерий его реализации – качество. В сложившихся условиях мы должны работать в тандеме дошкольная организация и родители воспитанников. Важную роль в реализации дошкольного образования играет профессионализм воспитателя и педагогическое просвещение родителей. Их сплоченный коллектив направлен на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями [2].
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Решая проблему взаимодействия детского сада и семьи и оказания помощи родителям, представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Автор убедительно говорит о том, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье [3].
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития [4].
Работа с родителями – это работа педагога и родителей, в которой затрагиваются все аспекты воспитания и обучения детей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе. Они хотят получить ответ на вопрос : «Как поступить в том или ином случае?».
Современным родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть такие, которые специально приобретают педагогическую литературу или выписывают периодические издания, получают необходимую информацию через Интернет, но зачастую пользуются при этом случайными знаниями, бессистемно [5].
Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения.
Так, вооружившись книгами по ознакомлению с формами работы по взаимодействию с родителями и изучив опыты других педагогов, мне предстояло найти нужный подход к каждой семье. Это не просто поговорить и обсудить, а изучить каждую семью моих воспитанников, понять, в чем заключается их принцип воспитания, как проходит жизнь моего воспитанника в семье.
Поставив перед собой нелегкую задачу, где я не человек, имеющий авторитарный принцип воспитания, не диктатор, который говорит, как надо делать, а я – просто друг, который подскажет, с кем можно просто поделиться. И друг – не только детям, но и всей их семье…
Но основополагающей была цель, где мне хотелось стать не только другом, а создать такую семью, которая состоит из моих воспитанников и их родителей, где есть свои обычаи и традиции, праздники…
В каждой возрастной группе воспитатель должен стремиться совершенствовать систему педагогического просвещения родителей. При этом важно использовать разнообразные формы работы, как индивидуальные, так и коллективные. Конечно же, в моей деятельности используются как традиционные методы работы, так и нетрадиционные.
Взаимодействие строится на беседах и посещениях семей, консультациях, групповых и общих собраниях родителей; используя различные виды словесной и наглядной пропаганды: стенды, выставки, буклеты, папки передвижки, мини – рекомендации, еженедельные записки – помощники, просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности и игр, трудовой и бытовой деятельности ребят, проведение совместных праздников, дней открытых дверей, дней добрых дел.
Исходя из того, что каждая трудоемкая работа должна быть основана на исследовании, я провела анкетирование семей воспитанников с целью выявления уровня удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения, их участия в деятельности детского сада.
Из сложившихся результатов анкетирования выяснилось, что многие родители хотят больше проводить времени вместе со своими детьми именно в детском саду, наблюдать за их саморазвитием и самовыражением.
И тут мне пришла в голову идея, что совместное воспитание поможет мне сплотить коллектив родителей и создать семью из воспитанников и родителей, в которой будет интересно всем.
Поэтому, планируя различные мероприятия с целью вовлечения родителей воспитанников в единое образовательное пространство; установления доверительных и партнерских отношений, всегда следую по составленному заранее плану совместной деятельности:
- постановка цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальная работа с родителями;
- изготовление атрибутов, пособий [1].
Всю подготовку к праздникам мы делаем совместно с родителями и детьми: разучиваем разные мини – сценки, придумываем конкурсы, подбираем музыкальную тематику, готовим сюрпризы друг другу, подготавливаем украшения для нашего праздника не только из шаров и бумаги, но и световое изготовление различных атрибутов к празднику. Ни один наш праздник не проходит без хлопушечного фейерверка.
Так праздник «А у нас сегодня день рождения» стал традицией в нашей группе и проходит в день, когда кто-то из воспитанников именинник. Главный герой мероприятия готовит для всех угощения, а родители накануне вечером украшают группу вместе с детьми, прячут подарок, который именинник должен обязательно найти по карте (по подсказкам, по загадкам). Создавая атмосферу праздника, все дети в праздничных колпачках дарят имениннику поздравления – пожелания, проводятся различные конкурсы и, конечно же, праздничная дискотека. Родители слушают эмоциональные рассказы детей о проведенном мероприятии, видят их восторженные лица и понимают, что совместная работа проведена не напрасно. Ведь для каждого родителя очень важно видеть своего ребенка счастливым.
Чуть позже, реализуя различные совместные проекты, создавая презентации, видеоролики к мероприятиям и просматривая сотни фотографий, у меня возникла идея о создании семейного альбома. И теперь у нас в группе есть альбом, в котором хранятся воспоминания, и с проведением каждого нового мероприятия мы его дополняем.
Организуя еще один праздник «Семейные посиделки», мы также готовим с детьми сюрприз для родителей: презентацию из различных фотографий их членов семьи, игру с видеовопросом (ребенок рассказывает о каком- то предмете, который часто использует его мама, но, как этот предмет называется, или, что это, не говорит, а родители должны угадать название). Игра приводит всех ее участников в незабываемый восторг. После веселых конкурсов всех родителей обязательно приглашают на дискотеку. А завершается праздник чаепитием.
Дети ухаживают за родителями, предлагают угощения, сделанные своими руками из зефира. И каждому ребенку хочется, что бы именно его родные были с ним рядом, видели и радовались его успехам.
Хочется заметить, что эта непередаваемая атмосфера заботы, любви, взаимопонимания с тех пор навсегда поселилась в нашей группе.
Оценив проделанную работу, я увидела результат: у нас в группе появилась «СЕМЬЯ», в которой весело, интересно и уютно жить. Используя такой подход в своей педагогической деятельности, я не ошиблась, родители активно участвуют в жизни ДОУ, легко идут на контакт, добросовестно выполняют поставленную перед ними задачу.
Надеюсь, что дальнейшее наше взаимосотрудничество будет таким же плодотворным, крепким и направленным на реализацию единой общей цели : воспитание гармонично развитой личности.
Литература
1. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей - Белгород, 2004.
2. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт. -сост. С. В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей - М. : Просвещение, 2005.
5. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект - М. : Сфера, 2005.
6. С. В. Чирикова Родительские собрания в детском саду : - М: ВАКО,2009.