Оксана Витушкина
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дымковская игрушка — козлик золотые рога»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе
Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Дымковская игрушка — козлик золотые рога“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Козлик. Народная игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».
Словарь: дымковская игрушка : индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, трафареты козликов, гуашь, кисточки. Презентация.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята приготовили свои ручки и повторяйте за мной.
-Раз, два, три слушай и смотри. Три, два, раз мы начнем сейчас. (Дети повторяют за воспитателем).
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (слайд 1. Дымковские игрушки)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель. Эти игрушки называются дымковские. Они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Рассказ
Жили в одном селе люди (слайд 2. Село зимой). Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи (слайд 3. Печь, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым (слайд 4. Дым из труб). Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб (слайд 5. Сеют зерно, готовили еду (слайд 6. Готовят еду, пасли домашних животных: коров, овец (слайд 7. Пасут скот). А дети играли на лугу, пели песни (слайд 8. Дети играют). Не было у них тогда таких игрушек как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки (слайд 9. Фигурки из глины, обожгли их в печи, покрыли мелом (слайд 10. Белые фигурки) и расписали красками (слайд 11. Дымковские игрушки). Так и появились дымковские игрушки : барыни (слайд 12. Барыня, козлики (слайд 13. Козлик, лошадки (слайд 14. Лошадка, свиньи (слайд 15. Свинья, олени (слайд 16. Олень). Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
Воспитатель. Вот такая история. А сейчас, что бы ваши глазки не устали, предлагаю вам вместе со мной сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз: Мостик
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
Воспитатель: Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки. (Дети Смотрят на экран)
Воспитатель. Ребята, давайте внимательно рассмотрим, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (слайд 17. узоры росписи)
Дети. Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решетка.
Воспитатель. А какие же цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
Дети. Синий, красный….
Воспитатель. А как одним словом можно сказать про эти цвета? (Яркие, нарядные, веселые.). Ребята, а какими приемами можно выполнить эти узоры? (Концом кисти, примакиванием).
Воспитатель. Молодцы.
Воспитатель. Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Сейчас я познакомлю вас со сказкой про козлика Золотые Рога.
Сказка (слайд Коздик)
Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг все уже. Козлик Золотые Рога и говорит : «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес : «Жирную пару волков на ужин выбрал!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!
Воспитатель. Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота! А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного поиграть.
Физминутка
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей - мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси, вот – один, а вот – другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.
Воспитатель. Молодцы! Ну, что ж ребята, много мы узнали о дымковской игрушке. -Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?
Дети. Да.
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!
Вправо, влево повернись,
В мастеров все превратись!
-Приглашаю в художественную мастерскую!
Воспитатель. Тогда проходите за столы.
(Дети садятся за столы и смотрят на доску,
где висит схема росписи дымковского козлика)
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковского козлика. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите?
Дети. Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.
Воспитатель. А какими красками расписаны игрушки?
Дети. Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками.
Воспитатель. Из каких элементов составлены узоры?
Дети. Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец.
Воспитатель. (Показ приёмов рисования элементов росписи козлика) Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке, маленьких – тычком.
.Воспитатель. Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.
Мастерами все мы стали,
Кисти, краски в руки взяли.
Засверкали ярко краски,
Оживает всё как в сказке.
Воспитатель. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась. Приступайте.
Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная работа с отстающими.
Итог
Воспитатель. Ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились ваши козлики. Скажите, пожалуйста, как же называются игрушки, с которыми мы сегодня познакомились?
Дети. Дымковские.
Воспитатель. Верно. Мы с вами сегодня познакомились с дымковской игрушкой. Узнали о том, откуда она появилась, как ее изготавливают и как украшают. Молодцы. Все старались. А теперь помойте, пожалуйста, руки и мы с вами попьем чай с бубликами (Воспитатель показывает корзинку с угощением).