Алина Шовкунова
Дыхательная гимнастика. Применение дыхательных тренажёров в коррекционной педагогике
Применение дыхательных тренажёров в коррекционной педагогике.
Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.
Публикация «Дыхательная гимнастика, Применение дыхательных тренажёров в коррекционной педагогике» размещена в разделах
Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает чередующиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности. Ее цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, не допустить заболеваний, возникающих из-за гипоксии. Гимнастика также оказывает благотворное влияние на психику, успокаивает и расслабляет.
Логопеды применяют эту методику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.
Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.
Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками, например, артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, логомассажем.
С помощью комплекса дыхательных упражнений специалисты по логопедии чаще всего исправляют следующие нарушения:
Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи. Это нарушение обычно встречается у физически слабых, стеснительных, робких детей.
Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове или даже слоге. Конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
Неспособность грамотно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
«Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.
1. Футбол – формирование правильной воздушной струи, соревновательный момент.
2. Аэробол. Тренажер для дыхания превратит логопедические занятия с ребенком в увлекательную игру. Аэробол улучшит произношение звуков, а также увеличит размер легких ребенка. Игры с аэроболом помогают развить речевое и легочное дыхание, выведению мокроты из легких, укрепляют артикуляционный аппарат, развивают внимание и ловкость. Простая, но в то же время эффективная конструкция аэробола улучшает произношение звуков.
Инструкция:
• Положите шарик в отверстие и плавно подуйте в трубочку так, чтобы шарик парил в воздухе.
• Опускайте и поднимайте шарик, регулируйте силу и продолжительность воздуха.
• Устройте соревнования, кто дольше продержит шарик в воздухе. Тренируйте длинный вдох.
• Удерживайте шарик в воздухе в течение определённого промежутка времени. Начните с 5 секунд, увеличивая время постепенно.
Аэробол у нас имеется в количестве на всех детей, посещающих логопункт. А также представлен не только в пластиковом варианте, но и в деревянном. Фигурки на деревянном тренажере также помогают соблюдать принцип гендерной принадлежности.
3. Воздушный тренажер. Перед началом игры прикрепите помпон, колокольчик и колечко к тренажёрам с помощью шнурков. Возьмите тренажёр в руки, сделайте спокойный вдох и выдохните воздух правильно, без толчков. При выдохе складывайте губы трубочкой. Не следует надувать щёки и сжимать губы. Выдох сделайте не носом, а ртом. Отводите на игру 5–7 минут, затем делайте перерыв на отдых. Набор для развития речевого дыхания "Воздушный тренажёр» рекомендован детям старше 3 лет. Заниматься следует под присмотром взрослого человека! Игра способствует развитию у ребёнка правильного дыхания, речи, внимания и мышления. Играйте и развивайтесь вместе с нами!
4. Коктейльные трубочки. Незаменимый вариант не только зондов, но и дыхательных тренажеров. Играть с ними легко и просто: нужно положить помпон-шарик на стол, а затем дунуть со всей силы, чтобы шар отлетел как можно дальше. Ребёнок может тренировать лёгкие ежедневно, чтобы улучшать результаты. Наши малыши ставят новые рекорды вместе с друзьями, играют по парам и даже подгруппам.
5. Зондозаменитель «Диск-вертушка». Конечно, обе его стороны можно использовать и для постановки звуков, и для артикуляционной гимнастки, но также детям он интересен и как дыхательный тренажер. «Вертушка» предназначена для подготовки воздушной струи для постановки свистящих.
Регулярное занятие дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
Все дыхательные упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают новые технологии коррекции речи. Игры и упражнения с дыхательными тренажерами наиболее эффективно влияют на развитие речи ребенка в целом.