Ольга Илюшкина
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
2.«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
3.«Семафор»
Публикация «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза.
4.«Накачать шину»
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
5."Комар".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
6. Насос
На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»
7."Жуки".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
8.«Жук жужжит»
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
9. Пчела
Вдох производится медленно, через нос. На выдохе дети продолжительно произносят звук «ж – ж – ж» и легко взмахивают пальцами.
10."Варим кашу".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли" : молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").
11. Каша варится.
(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
12. Огонь прибавляют.
( Дети произносят:"Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари!
13.«Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
14 «Ворона»
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести
«ка-а-ар!»
15."Рычалка".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Петушок»
И. п. : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.
К нам в гости пришёл петушок. Поднять руки в стороны (вдох).
Он кричит вот так: «Ку-ка-ре-ку!» Хлопнуть руками по бедрам (выдох).
16. Парус
И. П. – основная стойка. На счёт «раз» - вдох; на счёт «два, три, четыре» - продолжительный выдох со словами: «ветер надувает парус»
Северок – ветерок
Во время ходьбы по залу, дети произносят закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки. Повторить 3-4 раза.
17.«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз.
18.«Говорим скороговорки»
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
Например: На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.
19.«Погаси свечу»
ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи.
Ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу- задуть свечу как можно быстрее.
20.«Надуй шарик»
И. п. : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,
«из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Можно использовать стихи:
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
21.«Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.
22. Каша кипит
Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф».
Повторяют 3-4 раза.
23.«Сердитый ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторить три-пять раз.
24. «Вьюга воет»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.
Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.
Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом, и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика, «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
25.«Самолёт»
Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у»
26.«Дровосек»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
27.«Певец»
ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю.
Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается).
2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.
28. Лягушка
Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «ква».
Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «ква – а – а»
Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква – ква – ква», втягивая живот.
29.«Эхо»
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
30.«Добавь слог»
ЦЕЛЬ: развитие длительной воздушной струи.
Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребё нок: «па-па-па-па».
31.«Гуси»
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.
32."Мычалка".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
33.«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м». Повторять 1,5-2мин.
34.«Волна»
И. п. : сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.
На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
35. Часики
Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе
«тик – так»
36."Дирижер".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.
Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.
37. Дразнилка" или "Изобрази животное".
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
38.«Лестница»
Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
39.«Курочка»
И. п. : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
40.«Паровозик»
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».
Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить
«ту-тууу».
Продолжительность – до 30 секунд.
41.«Вырасти большой»
И. п. : стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.
На выдохе произнести «у-х-х-х»!
42.«Аромат кухни»
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а – а – ах»
Зима
43.«Снег идет»
И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
44.«Холодно зимой»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2-обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3-4 раза.
45.«Греем ручки»
И. п. : о. с. 1-потирать «озябшие» руки (вдох); 2-на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
46. Снежки»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп! Повторить 3-4 раза.
Весна
47.«Ручеек журчит»
И. п. : о. с. 1-волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
48.«Сосульки звенят»
И. п. : о. с. 1-поднять руки вверх, вдох носом; 2-ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон! Повторить 3-4 раза.
49.«Капель стучит по крыше»
И. п. : о. с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.
Дикие животные
50.«Олень»
И. п. : стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1-вдох-выдох, руки вперед; 2-вдох, руки в стороны, выдох, и. п. Повторить 3-4 раза.
51.«Сердитый ежик»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1-наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох); 2-на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-р-р». Повторить 3-4 раза.
52 «Волк»
И. п. : ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1-вдох – выдох, туловище слегка наклонить вперед, правую руку выпятить перед собой; 2-вдох, и. п. ; 3-выдох, то же левой рукой, и. п. Повторить 3-4 раза.
Дикие птицы
53.«Кукушка»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и. п., на выдохе произносить: «Ку-ку! Ку-ку!». Повторить 3-4 раза.
54.«Дятел»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и. п., на выдохе произносить: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук Повторить 3-4 раза.
55.«Голубь»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и. п., на выдохе произносить: «Гру-гру! Гру-гру!». Повторить 3-4 раза.
56.«Улетают птицы»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох; 2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
Домашние птицы
57.«Петух»
И. п. : о. с. 1-мах руками (вдох); 2- на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3-4 раза.
58.«Индюк»
И. п. : о. с. 1-вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3-4 раза.
«Гуси шипят»
И. п. : о. с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
59.«Утки»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1-перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2- на выдохе произносить «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!». Повторить 3-4 раза.
Насекомые
60.«Пчелы жужжат»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2-и. п., на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.
61.«Лови комара»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- на выдохе хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой; 2- на выдохе произносить; «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3-4 раза.
62.«Сверчок»
И. п. : о. с. 1-присесть (вдох); 2- на выдохе произносить: «Чок-чок-чок!». Повторить 3-4 раза.
63.«Муха в паутине»
И. п. : о. с. 1-пербирать «лапками» перед собой (вдох); 2-на выдохе произносить: «З-з-з!». Повторить 3-4 раза.
Рыбы, водоемы, земноводные
64.«Шум моря»
И. п. : о. с. 1-вдох; 2-на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
65.«Чайки ловят рыбу в воде»
И. п. : ноги врозь, руки опущены. 1-вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны; 2-выдох, и. п. Повторить 3-4 раза.
66.«Лягушонок»
И. п. : о. с. 1-слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед; 2-на выдохе протяжно произносить: «К-в-а-а-а-к». Повторить 3-4 раза.
67.«Рыба сорвалась с крючка»
И. п. : ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «Удочку». 1-имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2- на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3-4 раза.
Лето
68.«Дождик»
И. п. : о. с. 1-попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 2- на выдохе произносить: «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!; 3- попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 4- на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.
69.«Идем по лужам»
И. п. : о. с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп! 3-ходьба на месте (вдох); 4-на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3-4 раза.
70.«Загораем»
И. п. : о. с. 1-поднять руки на затылок, вдох, посмотреть вверх на солнышко; 2-опустить руки вниз через стороны, выдох, голову опустить в и. п. Повторить 3-4 раза.
71.«Тянем руки к солнышку»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1- вдох, поднимать руки вверх; 2- выдох, и. п. Повторить 3-4 раза.
Осень
72.«Идем по лужам»
И. п. : о. с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3-ходьба на месте (вдох носом); 4- на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп». Повторить 3-4 раза.
73.«Вода в лужах»
И. п. : о. с. 1-на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2- на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!» Повторить 3-4 раза. э
74.«Осенний ветерок»
И. п. : ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1-плавный вдох; 2- на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз.
Домашние животные
75.«Кошка мяукает»
И. п. : о. с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.
76.«Собака лает»
И. п. : о. с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повторить 3-4 раза.
77.«Ослик»
И. п. : о. с. 1-опустить голову вниз, идти на пятках назад (вдох); 2- на выдохе произносить: «Иа-иа-иа! Иа-иа-иа!» Повторить 3-4 раза.
78.«Баран»
И. п. : о. с. 1-опустить голову вниз, идти вперед (вдох); 2- на выдохе произносить: «Бее-бее-бее! Бее-бее-бее!». Повторить 3-4 раза.
79.«Свинья»
И. п. : о. с. 1-покачивать головой вверх-вниз (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю!». Повторить 3-4 раза.
Животные жарких стран
80.«Слон»
И. п. : о. с. 1-вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2-выдох. Повторить 3-4 раза.
81.«Крокодил»
И. п. : лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-вдох, руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2-выдох, и. п. Повторить 3-4 раза.
82.«Разговор обезьян»
И. п. : о. с. 1- на вдохе делать небольшие приседания; 2-на выдохе произносить: «Ух-ух-ух! Ух-ух-ух!». Повторить 3-4 раза.
83.«Змея»
И. п. : лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-вдох-выдох, руки вытянуть вперед (Ш-ш-ш); 2-вдох-выдох, и. п. Повторить 3-4 раза.
Лес, деревья
84.«Сосна»
И. п. : о. с. 1-вдох, руки вытянуть в стороны; 2-наклон туловища вправо (выдох); 3-и. п. (вдох); 4-наклон туловища влево (выдох). Повторить 2-3 раза.
85.«Елочка»
И. п. :ноги врозь, руки опущены. 1-наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2-и. п. (вдох-выдох). Повторить 2-3 раза.
86.«Вдыхаем запах леса»
И. п. : о. с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.
87.«Шум леса»
И. п. : о. с. 1-вдох; 2-на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3-вдох; 4-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5-вдох; 6-на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.
Одежда. Обувь.
88.«Застегиваем молнию на куртке»
И. п. : о. с. 1-правой рукой застегивать куртку (вдох); 2-на выдохе произносить «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3-4 раза.
89.«Стираем белье»
И. п. : о. с. 1-потереть кулачки друг о друга (вдох); 2-на выдохе произносить: «Трем-трем-трем!». Повторить 3-4 раза.
90.«Гладим белье»
И. п. : о. с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
91.«Отжимаем белье»
И. п. : о. с. 1-прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох); 2-на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3-4 раза.
92. «Соревнование лыжников»
Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)
93.«Чей пароход лучше?»
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
94.«Кто дольше сможет подуть на листики?»
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
95.«Губная гармошка».
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
96.«Свеча».
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
97.«Косари».
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».
98.«Фасолевые гонки»
ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка.
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
99.«Плыви, кораблик!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пластмассовый кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
100.«Поймай преступника»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свисток, картинки людей
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Ребенку предлагается помочь полиции в поимке преступника, для этого ребенку показываются разнообразные картинки и при виде картинки с преступником, ребенку требуется громко засвистеть. Давай с тобой поможем полиции поймать преступника, для этого при виде картинки с вором, тебе нужно громко засвистеть. Какой ты молодец, помог полиции с поимкой вора. Теперь он будет сидеть в тюрьме. Игру можно повторить несколько раз, как в индивидуально так и с группой детей. Нужно следить, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись
101.«Подводный мир»
Цель: формирование плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: картинка с изображением подводного мира с,морские жители (бумажными)
Ход игры: Даем ребенку картинку с изображением подводного мира. Предлагаем подуть на каждого обитателя. (Спасти рыбок от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка). Кто у нас живет в подводном мире (черепахи, рыбы, щука, сом). Давай поможем маленьким рыбкам, спастись от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка.
102.«Жаренная рыбка»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: картинка со сковородкой и бумажная рыба
Ход игры: Ребенку предлагается подуть на рыбку так, чтобы она начала подпрыгивать на сковородке.