Марина Вигдорович
Картотека «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга.
Голосо и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы.
Значение дыхания в развитии речи
Публикация «Картотека „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика.
Различают два вида дыхания :
физиологическое (неречевое);
речевое (фонационное).
• Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
• Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Дети с нарушениями речи
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде. Они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.).
У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания :
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)-идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов для развития физиологического дыхания
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте.
-Ребёнок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
-Тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
-Тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
-Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.
-Вдох через рот, выдох через нос.
Рекомендации логопедам при выполнении физиологических дыхательных упражнений
-Упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.
-Нужно следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.
Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.
Рекомендации логопедам при выполнении речевых дыхательных упражнений :
Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
Занятия проводить до еды.
Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно
прижимать их ладонями).
В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:
побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
Дозировать количество и темп проведения упражнений.
После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
Игры-упражнения для развития речевого дыхания :
Футбол
Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
А. С. Пушкин
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки).
Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку.
Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок.
А. Барто
Листопад
Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
Бабочка
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:
Бабочка коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки —
На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Задуй свечу
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
Кораблик
Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони До Волги-реки!
Русская народная поговорка
Рисуем на песке
Ребёнку предлагается дуть в трубочку-соломинку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой–нибудь предмет.
Живые предметы
Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Веселые шарики
Для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например - для настольного тенниса. Положим шарик на стол или на пол и предложите ребенку с силой подуть на него – так, чтобы он укатился как можно дальше. Можно устроить соревнование: кто дальше откатит шарик.
Фокус
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р],[ш]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
Для детей 4-5 лет интересно включить такие упражнения по формированию правильного речевого дыхания как : «повтори за мной», «ах, как пахнет»,
«удлини фразу»; которые позволяют ребенку научиться управлять длиной периода выдоха и вдоха.
Дыхательные упражнения по развитию речевого дыхания с изменением фаз длины дыхания
Повтори за мной (для детей с 4-лет)
Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения
произносить фразы с нарастающим количеством слов, отработка мягкой атаки голоса, работа над слитностью произнесения слов во фразе. Автоматизация звуков во фразе.
Оборудование: иллюстрация к стихотворению.
Описание упражнения
Педагог читает детям стихотворение С. Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.
Солнце.
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.
Комментарий: дети 7-летнего возраста произносят последнюю фразу из семи слов целиком с небольшой паузой посередине, а дети младшего возраста делают паузу и вдох на середине фразы и лишь после этого договаривают ее до конца.
10. Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудования: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
АХ!
АХ, ПАХНЕТ!
АХ, КАК ПАХНЕТ!
АХ, КАК ПРИЯТНО ПАХНЕТ!
АХ, КАК ЦВЕТОК ПРИЯТНО ПАХНЕТ!
11. Удлини фразу (для детей с 5-ти лет)
Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов.
Оборудование: сюжетная картина, например, «Снег идет».
Описание упражнения
Педагог показывает детям картину и предлагает придумать по ней рассказ. Взрослый говорит, что начнет рассказ о зиме, а детей просит его продолжить, добавляя к последней фразе по одному слову. Педагог говорит: «Пришла зима. Падает снег. И, обращаясь к детям, задает вопросы:
-Как падает снег? Примерный вариант ответа: (Тихо падает снег).
-Какой снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый снег».
- А еще как можно сказать про снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый пушистый снег».
Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег. Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Комментарий: рассказ может быть придуман на любую тему. А в качестве картины, по которой составляется нарастающая фраза, берется любая видовая или сюжетная картинка. Вот примеры других рассказов из одной фразы:
Ах!
Ах, красиво!
Ах, как красиво!
Ах, как красиво в лесу!
Ах, как красиво в осеннем лесу!
ИЛИ
Мальчик рисует.
Мальчик рисует дом.
Мальчик рисует большой дом.
Мальчик карандашом рисует большой дом.
Мальчик красным карандашом рисует большой дом.
ИЛИ
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка.
Заключение
Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.
Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала.
Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
Список использованной литературы
1. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Санкт – Петербург Корона-Век 2007г.
2. Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Санкт – Петербург Детство-Пресс 20012
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет (1, 2, 3 периода обучения в старшей группе). Москва Издательство «Гном и Д» 2010
4. Воробьёва Т. А. Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. -
СПб. : Издательский Дом «Литература», 2009
5. Маслова Н. Е. Коррекция заикания Волгоград 2011
6. Хватцев М. Е. Логопедия. «Дельта» Санкт-Петербург «Аквариум» Москва 1996.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»