Жамиля Муратова
Правила проведения дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
«Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье. Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью.
Дыхательная гимнастика- это инструмент, с помощью которого регулируется состояние здоровья ребенка.
Публикация «Правила проведения дыхательной гимнастики» размещена в разделах
Упражнения помогают увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм.
Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья.
Слайд 3.
Упражнения учат детей управлять своим дыханием, что в свою очередь, формирует умение управлять собой (медленный выдох помогает расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью).
Дыхательная гимнастика- отличная профилактика болезней органов дыхания.
Дыхательные упражнения необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями.
Слайд 4.
Микробы и вирусы часто одолевают детей, подрывают их иммунитет. Оградить ребенка от простудных заболеваний не легкая задача.
Чтобы не болеть, нужно научиться правильно дышать. В этом поможет дыхательная гимнастика. Обучив ребенка простым дыхательным упражнениям мы внесем неоценимый вклад в его здоровье и профилактику простудных заболеваний.
Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения повторений. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощенной формы выполнения, с постепенным усложнением.
Слайд 5
При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила :
• перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;
• упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
• перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак;
• Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
• выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического состояния, типа нервной системы, динамической восприимчивости, характера нарушений.
• дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой;
• во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку.
Слайд 6
Варианты дыхательных упражнений :
- вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде;
- игры на «поддувание» (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики);
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри;
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);
- упражнения с проговариванием звуков.
Слайд 7 (только Фото)
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Дети охотнее выполняют, если она имеет музыкальное сопровождение. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме.
Слайд 8 (толькоФото)
У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. Важное условие эффективности дыхательной гимнастики в том, что ее нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Слайд 9
Параметры правильного ротового выдоха :
• выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;
• выдох происходит очень плавно;
• во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит только через рот.
Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;
Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
Слайд 10
Польза дыхательных упражнений :
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое).
Развивает ещё незавершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Слайд 11
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
• как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
• в утренней гимнастике;
• после оздоровительного бега;
Слайд 12
• после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
• в закаливающих мероприятиях;
• в любой двигательной деятельности детей;
• в домашних условиях.
Слайд 13 (только Фото)
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.
Слайд 14
«Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится, чем крепче мяч ударит о стену, тем дальше он отлетит. Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит выдох и постепенно со временем он нормализуется»
(А. Н. Стрельникова).
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики.
Наиболее эффективными для детей дошкольного возраста стали методы Стрельниковой А. Н.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.
Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Повышает внимание и улучшает память;
• в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
• улучшает речевое дыхание и звучность речи;
• устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи.
Слайд 15
Три главных правила гимнастики :
1. Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю
комнату как бы нюхая запах)
2. Выдох – абсолютно пассивный (уходит через рот или нос – кому как удобно, но лучше, если через нос).
3. Вдохи - выполняются одновременно с движениями: хватаем –нюхаем, наклоняемся – нюхаем, приседаем – нюхаем…
Дыхательные упражнения по Стрельниковой позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ и в целом оптимизируют работу растущего организма. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без выдоха.
Помните:
- Все упражнения делаются свободно и легко, без всяких усилий
и напряжений.
- Эта гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус,
улучшает настроение.
Слайд 16
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой включает множество упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на лечение тех или иных заболеваний.
Упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях,
локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю».Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.
Слайд 15
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса.
При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Вовремя толчка кулаки разжимаются.
Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.
Слайд 16
Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз.
Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.
Слайд 17
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов учащенного дыхания, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук.
В любых режимных моментах вы можете применять всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики, и я предлагаю картотеку по возрастам.
(картотека).
Здесь дыхательные упражнения проводятся со стихотворным сопровождением.