Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Движение и речь
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.
Публикация «Движение и речь, Методы двигательной коррекции» размещена в разделах
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.
Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.
Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика : логопедическая ритмика. Совершая определённые движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.
Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Упражнения на развитие координации речи и движения
Петрушка
Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.
А в ней живет Петрушка. Движение, имитирующее игру на дудочке.
К нему идут зверушки Ходьба.
Попрыгать, поиграть. Прыжки.
Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.
Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.
Приходят друг за дружкой Ходьба.
Попрыгать, поиграть. Прыжки.
Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку», руки на поясе.
Идут после охоты Ходьба.
Попрыгать, поиграть. Прыжки.
Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.
У всех одно и то же-
Попрыгать, поиграть.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка.
К нему идут зверушки
Попрыгать, поиграть.
Огород
Мы лопатки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два-
Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.
Грабли в руки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.
Грядки причесали.
Семена рядами в землю мы сажали.
Раз-два, раз-два-
Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-
Вот как поливали. Движения, имитирующие полив грядок из лейки.
Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.
Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.
Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.
Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.
Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.
Лето
Подарило лето
Вместе с солнцем ярки
Мамам, бабушкам и детям
Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.
Мы в лесу гуляли,
Мы грибы искали.
Раз грибочек, два грибочек-
Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.
Около тропинки
Рвали мы малинку.
Раз малинка, два малинка-
Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.
По саду гуляли,
Яблочками мы рвали.
Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.
Принесем мы маме
Кузовок с грибами,
Красных яблок и малинки
Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.
Морское путешествие
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три-
Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.
Кто это? Что это?
Куа угадать? Кто это? Что это?
Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.
А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.
Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения.
Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.
Заводные игрушки
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине: Широко развести руки в стороны.
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Все на полочках сидят, Присесть.
С нами поиграть хотят. Прыжки.
Вот солдатики стоят,
Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами.
Желтые и красные-
Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.