Кравченко Надежда
Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Следи и береги свое здоровье смолоду» — это высказывание показывает на сколько важно и необходимо следить за здоровьем ребенка с первых дней его жизни.
Данное изречение всегда было актуальным и остается одним из важнейших девизов в настоящее время. Достигнуть высоких результатов и добиться успехов может только здоровый ребенок. Вы можете представить ребенка, который может провести детство без развлечений, активных игр, соревнований и аттракционов? Каждая из таких активностей развивает в нем разные сферы: одни активности развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи совершенствуют воображение и творчество, но объединяет их общее — формирование у дошкольника необходимости в активности и эмоциональном восприятии жизни.
Публикация «Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья дошкольников» размещена в разделах
Действуя, дошкольник познает окружающий нас мир, учится относится к нему бережно и уважать его, целенаправленно функционировать в нем, в играх ребенок развивает свои организаторские способности, а в командных играх умение работать в коллективе. Ведь игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каком-либо процессе или сюжете, а творческая обработка происходящих эмоций, их сочетание и соответствие желаниям и впечатлениям ребенка. Напряженный темп жизни требует самоотверженности современного человека, уверенности в своих силах и, конечно же, хорошего самочувствия.
Состояние здоровья ребенка зависит от ряда факторов: оно зависит от характера биологических, экологических, социальных, гигиенических и педагогических воздействий. В наши дни, в современном обществе, назрела проблема здравоохранения и его сохранения. Фраза «формирование здорового образа жизни» заняла главное место в разговорах между родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Здоровый, развитый и сформировавшийся детский организм обладает хорошей устойчивостью к вредным факторам внешней среды и устойчивостью к переутомлению, он социально физиологически адаптирован. В раннем дошкольном возрасте закладывается основа здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и формирование, определяются основные движения, формируется осанка, приобретаются основные физические качества, формируются черты характера, отсутствие которых может привести к искаженному формированию здорового образа жизни. Также во многом от образа жизни семьи и характера ее двигательной активности зависит детское здоровье, а не только, как мы привыкли думать, что увеличение числа детских заболеваний связано с социально-экологической ситуацией.
Условием стандартного развития организма является двигательная активность. На работоспособность ребенка, на его нервно-психическое состояние большое внимание оказывает непосредственная двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма. Под двигательной активностью понимается сумма движений, которые человек совершает во время своей повседневной деятельности. С позиции физиолога его движения могут быть организованные или упорядоченные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и т. д.) и нерегулярные (игры со сверстниками, прогулки и т. д.).
Организованная (упорядоченная) двигательная активность представляет собой общий объем намеренно избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. Под понятием нерегулярная двигательная активность понимается объем спонтанно выполненных двигательных действий в течении какого-то промежутка времени (например, в быту).
Двигательная активность – это биологическая потребность организма в удовлетворении необходимости в движении, от которой зависит здоровье и самочувствие человека. Это не одно и то же в разные возрастные периоды, потому что у каждого человека разного возраста есть свои индивидуальные особенности. У ребенка раннего детства (дошкольного возраста) основным средством физического воспитания является спонтанная двигательная активность, но исследования показывают, что у каждого ребенка движения довольно однообразны и не все группы мышц задействованы в работе. В этом возрасте в качестве эталона регистрируются неправильно произведенные двигательные действия, которые могут привести к развитию функциональной асимметрии мышц, деформациям опорно-двигательного аппарата и даже к патологиям в формировании вегетативных систем. Взрослым необходимо наблюдать за двигательной деятельностью ребенка и подбирать такие упражнения, которые смогли бы компенсировать нагрузку на группы мышц, участвующих в работе. По двигательной активности дети очень разные и можно выделить несколько типов дошкольной подвижности. Различия в величине, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что они заметны даже при нормальных наблюдениях за детьми средней, большой и малой подвижности.
Дети средней подвижности обладают более ровным и спокойным поведением на протяжении всего дня, однотипной подвижностью. Как показывают исследования, таких детей чуть больше половины. Их действия решительны, многообразны и направлены на достижение конкретной цели и решение определенных задач. Направляя двигательную активность таких детей, довольно просто создать необходимые условия (место, время для движений, игрушечные моторчики, оборудование для физкультуры). Ученые - физиологи считают, что также можно полагаться на «саморегуляцию», которая довольно ярко выражена у этих ребят.
Организм малоподвижных детей более чувствителен. Низкая двигательная активность ребенка - плохой признак. Причинами этого могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однообразие и бедность объектной среды, недомогание, плохая моторика ребенка или регулярные запреты со стороны взрослых, в результате чего, дети проявляют малоподвижное поведение. Поэтому отсутствие двигательной активности у дошкольников недопустимо. Малоподвижным детям свойственны общая слабость, пассивность, они быстрее устают, хотят отойти в сторону, чтобы никого не беспокоить, выбирают занятия, не требующие места и движения. Они робки в общении, непреклонны, не любят игры с активными движениями.
Несмотря на то, что они составляют примерно части от общего числа детей, дети с большой подвижностью всегда заметны. Они отличаются вспыльчивым поведением, часто попадают в конфликтные ситуации. Они предпочитают бегать, прыгать, избегать движений, требующих точности, сдержанности. Движения таких детей отличаются быстротой, резкостью, часто бесцельны. Эти дети получают возможность действовать при любых обстоятельствах. Существует мнение, что детей обладающих большой подвижностью, следует ограничивать в движениях, «приучать» к спокойной деятельности. Это не совсем так. У ребенка высокая потребность в движении, и она должна быть удовлетворена.
Самое главное правило здесь таково: не запрещать и препятствовать, а регулировать и контролировать. Взрослый должен не ограничивать подвижность ребенка, а наоборот, внимание в данном случае должно быть сфокусировано на движениях дошкольника требующих спокойствие, внимания и управляемости! Могут быть эффективны все без исключения виды метания (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке и т. п., ходьба и кросс по небольшой, ограниченной территории, игры с одним предметом на двоих, когда движение выполняется последовательно и согласно очередности. Для детей различной активности и подвижности, многие приемы управления двигательной активностью детей схожи. Так, необходимо давать дошкольникам свободу в их движениях, а для этого им необходимы просторные площади. При этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большей подвижности могут несколько ограничиваться. Целесообразно группировать в совместных играх детей различной подвижности, давая одну игрушку или пособие на двоих: провести куклу, держа ее за руки по дорожке (скамейке и т. п., играть вдвоем в лошадки (машина, поезд) с использованием обруча, скакалки; прокатывать (бросать) мяч друг другу, по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает, вдвоем вращать скакалку и др.
В конце мы подошли к главному заключению, что основное средство формирования физиологически устойчивой выносливости, являются разнообразные виды двигательных упражнений. Также двигательная активность способствует повешению умственных способностей и физической выносливости улучшению психологического состояния, полному физическому и ментальному развитию дошкольника и укреплению его здоровья.