Татьяна Ерохина
Двигательная активность детей на занятиях физической культурой на воздухе
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Публикация «Двигательная активность детей на занятиях физической культурой на воздухе» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни.
Общеизвестно, что важная роль в воспитании здорового поколения принадлежит физической культуре. Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным. Исследования последних лет показали, что увеличение объёма и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует оптимизации деятельности основных систем детского организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию, и развитию моторики.
Одно из 3 занятий, предусмотренных программой детского сада, должно проводиться на воздухе. Занятия на воздухе не могут и не должны заменять занятий в зале, они дополняют друг друга, в достижении конечной цели - укреплении здоровья, развитии движений и совершенствовании двигательных качеств. Построение занятий на воздухе аналогично обычным занятиям, однако по содержанию они отличаются преобладанием беговых упражнений разной интенсивности, что способствует тренировке и выносливости.
Во время занятий на воздухе дети должны быть одеты в спортивную одежду. Зимой это тёплый костюм, шерстяная шапка, шерстяные носки, кеды, варежки. После занятий обязательно переодевание, тщательное растирание тела полотенцем и смена нательного белья.
Для решения задач физической подготовки детей (оздоровительных, воспитательных, образовательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, четко организованный режим дня, физические упражнения. Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах- физкультурные занятия, спортивные упражнения, занятия на прогулке, подвижные игры. При проведении физкультурных занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, спортивные игры, эстафеты, которые способствуют расширению возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, улучшению деятельности центральной нервной системы и тем самым укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий и оздоровительный эффект. У детей регулярно занимающихся на воздухе, частота заболеваний острыми респираторными инфекциями снижается в несколько раз, индекс здоровья повышается.
Предполагаемые физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры используются в сочетании с двумя другими физкультурными занятиями, проводимыми в спортивном зале. В занятия включены комплексы физических и дыхательных упражнений. Во время игр и упражнений дети закрепляют освоенные ранее основные движения. Важность проведения физкультурных занятий на улице очевидна.
Двигательная активность детей должна осуществляться не только в рамках физкультурного занятия, но и на прогулках, что способствуют закреплению основных видов движений пройденных на занятиях по физической культуре.
Во время физкультурных занятий на воздухе, важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время занятий важно использовать разные приемы.
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит.
На воздухе дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон, перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. На участке должна быть снежная горка с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:
-бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Систематические наблюдения показали, что дети легко адаптируются в новой обстановке проведения физкультурных занятий на воздухе и прогулках, хорошо чувствуют себя даже в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены, с радостью ждут предстоящего занятия. К концу года у таких детей по ряду показателей, характеризующих состояние здоровья, физическую подготовленность и работоспособность, отмечаются более высокие результаты, чем у детей, занимающихся только в зале.