Ирина Тюркова
Двигательная активность детей с ТМНР с тяжелыми двигательными нарушениями
▼ Скачать +Заказ
ОГКСУ «Тунгусовский детский дом интернат»
«Двигательная активность детей»
Выполнила: Тюркова И. Н.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Публикация «Двигательная активность детей с ТМНР с тяжелыми двигательными нарушениями» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. Двигательная активность детей начинается с самого подъема и продолжается в течение дня. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процесса.
У детей с ТМНР физическое развитие не соответствует их биологическому возрасту, двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от друга уровнем моторного развития, тяжестью нарушений, некоторые даже не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Также у таких детей имеются выраженные интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные расстройства, сочетающиеся в различных вариантах. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Имея, тяжелые нарушения в развитии они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации.
Основной целью работающих с такими детьми, является создание максимально комфортных условий для развития двигательной активности и самостоятельности в повседневной жизни, а также формирование навыков самообслуживания, навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности, способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми. Создать атмосферу психологического комфорта, доброжелательности, дать возможность радоваться, получать удовольствие.
Двигательную активность детей планируется с учетом индивидуальных, физиологических, психофизических особенностей и возможностей детей. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях, в различных видах деятельности, в разные режимные моменты.
Утренняя зарядка - каждое утро начинается с зарядки. Простые доступные упражнения, которые придают бодрости, помогает проснуться.
Основной вид деятельности детей – игра. Игра является основным видом деятельности любого ребёнка. В процессе игры дети готовы выполнять самые разнообразные движения. Интерес является самой мощной мотивацией при развитии движений. Известно, что для детей игра является не только способом познания, но и одним из признаков развития.
Подвижные игры и физические упражнения в корпусе и на свежем воздухе.
Самостоятельная двигательная деятельность - организуют дети самостоятельно по личной инициативе. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются, разнообразные движения, а так же различные игры. Она дает, широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Для детей с ТМНР с тяжелыми двигательными нарушениями им необходимы, специальная стимуляция моторной активности и помощь в освоении новых движения. Базовая физическая нагрузка, необходимая для поддержания здоровья и психического развития таких детей, должна включать следующее:
1. Правильное позиционирование - подбор безопасных поз и режима их смены для человека с двигательными нарушениями, препятствующих появлению вторичных осложнений. Например: поза ребенка всегда должна быть безопасной и стабильной, смены положения тела ребенка в течение дня и во время сна – не реже, чем каждые два часа.
Ношение ортопедической обуви. Различные мягкие материалы, технические средства реабилитации (коляски, ходунки).
2. Участие в перемещении и уходе.
В простых бытовых ситуациях, таких как смена позы, перемещение в пространстве, принятие пищи, переодевание и т. п., содержится масса возможностей для стимуляции моторной активности ребенка и тренировки движений. Большим преимуществом развития движений в повседневной жизни является то, что бытовые ситуации постоянно повторяются изо дня в день, а порой и много раз в день, что обеспечивает закрепление навыка. В процессе таких тренировок формируются функциональные движения, которые в дальнейшем можно будет использовать в течение всей жизни.
3. Игру.
4. Спонтанную активность. Уровень спонтанной двигательной активности напрямую зависит от организации пространства вокруг ребенка. Чтобы ребенок двигался ему нужны объекты, к которым он будет тянуться, за которыми захочет поползти, которые захочет взять. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность.
5. Структурированную двигательную активность, т. е. занятия со специалистом ЛФК.
Работа начинается от начальных умений к более сложным навыкам и включает такие разделы: восприятие собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей, функция руки.
«Движение – это жизнь». Это касается и детей и взрослых, и здоровых и с заболеваниями. Если движение, производимое ребенком, рассчитано по его силам, доступно и интересно ему, а усилие, которое ребенок производит при движении и перемещении, раз от раза чуть больше, это является залогом развития, адаптации и частичного преодоления недуга.