Галина Пикулова
Экологическое воспитание дошкольников. Познавательные занятия с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать
(в зависимости от сезона)
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «В поисках сокровищ»
ЗАДАЧИ:
1. Уточнять представления детей о лиственных и хвойных деревьях;
2. Познакомить с ядовитым растением – ягодой вороний глаз, учить отличать ее от черники;
3. Продолжать формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности при встрече с природой;
4. Учить давать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос;
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Познавательные занятия с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Продолжать учить сравнивать предметы по внешнему виду;
6. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
7. Развивать самоконтроль
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: смешанный лес, лиственница, вороний глаз, фильтровать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о съедобных и ядовитых грибах, чтение книги «Ты и лес» (из серии «Твоя безопасность»)
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карта путешествия;
- аудиозапись «Прогулка в лесу»;
- набор предметов для игры «Собери рюкзак» : дорожная сумка, рюкзак, компас, аптечка, кипятильник, спички, фарфоровая и пластиковая кружки, пластиковая бутылка, стеклянная банка, фонарик, настольная лампа, металлическая кружка (или котелок, или кастрюля, ложка, плюшевый медведь и др. ;
- иллюстрации, изображающие хвойные и лиственные деревья;
- иллюстрации (или муляжи, изображающие ядовитые и съедобные грибы и ягоды;
- емкость с водой, песок, пустая прозрачная емкость, мерные ложечки по количеству детей, палочка для размешивания;
- цветные «кочки» с контрольными вопросами;
- «ящик с сокровищем»
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, сегодня по почте я получила загадочное письмо. Давайте посмотрим, что в нем (достаем карту). Как вы думаете, что это? Я тоже думаю, что это карта сокровищ. Хотите отправиться на их поиски? (Да)
- Ой, ребята, а нам, наверное, что-то может понадобиться в путешествии? Давайте решим, что из тех вещей, которые у нас есть, мы можем взять с собой?
ИГРА «СОБЕРИ РЮКЗАК» (дети из набора предложенных вещей выбирают то, что может пригодиться в путешествии, и обосновывают свой выбор).
- Скажите, пожалуйста, во что лучше сложить все, что мы возьмем – в сумку или рюкзак? Почему? (рюкзак можно повесить за спину и он не будет мешать; сумка тяжелая, ее неудобно нести, осанка может искривляться).
- Отлично, вещи собраны, можем двигаться в путь. Что там у нас по карте? (Сначала лес, деревья)
- Верно (начинает звучать пение птиц). Вот мы и в лесу. Посмотрите, какие деревья здесь растут, назовите их (береза, дуб, рябина, ель, сосна, клен)
- На какие две группы можно разделить деревья? (лиственные и хвойные) Чем они отличаются? (у хвойных деревьев вместо листьев иголки – хвоя).
- Ребята, кто из вас знает, как называется лес, в котором встречаются деревья разных видов? (смешанный лес)
- Да, смешанный. Но нам нужно двигаться дальше. Что говорит карта? Куда путь лежит? (дальше нарисованы ягоды, грибы).
ИГРА «ПОЛНОЕ ЛУКОШКО». (Из предложенных иллюстраций дети выбирают только те, на которых изображены съедобные грибы и ягоды.)
Обратить внимание детей на то, что есть ягода похожая на чернику – ВОРОНИЙ ГЛАЗ – она очень ядовита.
- Ребята, запомните, если вы сомневаетесь, можно ли есть ягоды или грибы, которые вы нашли, лучше не берите их.
- Отлично, набрали ягод и грибов, сможем устроить привал и приготовить, например, грибной суп. Ой, только воды у нас нет. Как быть? (можно набрать в реке, озере).
- Хорошая идея! Вот и река, точно по карте. Здесь и наберем воды. А сможем мы ее сразу использовать? Почему нет? (она грязная, в ней может быть песок, камни). Что же нам делать? (дети предлагают варианты очистки воды).
РАБОТА В «ЛАБОРАТОРИИ» - ОЧИСТКА ВОДЫ ЧЕРЕЗ ФИЛЬТР
- Ну вот, очистили воду от песка, теперь ее можно пить. (Нет, ее пить нельзя, она сырая). А что же делать? (воду нужно прокипятить). Как это можно сделать? (разведем костер, нальем в металлическую посуду и вскипятим).
- Хорошо, а костер, пожалуй, оставим, может быть, кому-нибудь еще пригодится (нет, костер в лесу оставлять нельзя, может случиться пожар). А как же мы сможем его погасить? (дети предлагают варианты). А если у нас нет воды, как быть? (засыпать землей). Почему погаснет огонь, засыпанный землей? (перестанет поступать кислород).
- Молодцы, вы заботитесь не только о том, чтобы найти сокровище, но еще и думаете, как не навредить окружающей природе. Что там дальше на карте? (цветные камни, кочки)
- Ребята, судя по карте, мы уже совсем близко к сокровищу. Нам осталось только пройти по кочкам. А ведь они не простые.
ИГРА «ЗНАЕШЬ - МОЛЧИ» (на «кочках» написаны несложные вопросы, ответы на которые дети узнали на занятии. Правило – не отвечать, пока не прозвучит сигнал).
- Вот и подошли к концу наши поиски, осталось только посмотреть, что же мы нашли (дети открывают «коробку с сокровищем» – там микроскоп)
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «В зимнем лесу»
ЗАДАЧИ:
1. Уточнять представления детей о состоянии живой природы зимой
2. Уточнять представления детей о лиственных и хвойных деревьях, их особенностях в период зимы;
3. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
4. Учить давать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос;
5. Продолжать учить сравнивать предметы по внешнему виду;
6. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
7. Развивать самоконтроль
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: смешанный лес, хвоя, лиса мышкует, фильтровать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги «Ты и лес» (из серии «Твоя безопасность», беседы о сезонных изменениях в природе
ОБОРУДОВАНИЕ:
- набор предметов для игры «Собери рюкзак» : дорожная сумка, рюкзак, компас, аптечка, кипятильник, спички, фарфоровая и пластиковая кружки, пластиковая бутылка, стеклянная банка, фонарик, настольная лампа, металлическая кружка (или котелок, или кастрюля, ложка, плюшевый медведь и др. ;
- иллюстрации, изображающие хвойные и лиственные деревья;
- иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц;
- иллюстрации с изображением животных – обитателей леса;
- емкость с водой, песок, пустая прозрачная емкость, мерные ложечки по количеству детей, палочки для размешивания;
- цветные «льдины» с контрольными вопросами;
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, сегодня по дороге на работу, я нашла нечто странное (показываю скрученную бересту). Как вы думаете, что это? (кора дерева). Ой, а она не простая, тут что-то написано. (читаем, «Я старик – лесовик, жить в лесу своем привык, но сейчас все изменилось, лес я свой не узнаю. Помогите разобраться, что случилось – не пойму…»)
- Ребята, поможем лесовику разобраться? Для этого нам нужно отправиться в лес. Согласны? (Да)
- Ребята, а нам, наверное, что-то может понадобиться в путешествии? Давайте решим, что из тех вещей, которые у нас есть, мы можем взять с собой?
ИГРА «СОБЕРИ РЮКЗАК» (дети из набора предложенных вещей выбирают то, что может пригодиться в путешествии, и обосновывают свой выбор).
- Скажите, пожалуйста, во что лучше сложить все, что мы возьмем – в сумку или рюкзак? Почему? (рюкзак можно повесить за спину и он не будет мешать; сумка тяжелая, ее неудобно нести, осанка может искривляться).
Вот мы и в лесу. Какая здесь красота! Снег такой мягкий, пушистый. А воздух ка-кой! Давайте здесь устроим привал (дети садятся на стульчики).
- А вы заметили, действительно, произошло что-то странное… (Деревья зеленые стоят). Верно, а так быть не должно. Давайте все исправим.
- На какие две группы можно разделить деревья, которые мы видим? (лиственные и хвойные). Чем они отличаются? (у хвойных деревьев вместо листьев иголки – хвоя).
- Ребята, как вы думаете, как называется лес, в котором встречаются деревья разных видов? (смешанный лес)
ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ» (из предложенных иллюстраций дети выбирают те, на которых изображены лиственные деревья, поясняют, как дерево должно выглядеть зимой).
- Молодцы, вот теперь лес стал настоящий, зимний. А сколько в лесу замечательных птиц и зверей… Вот они, на поляне
- Ребята, опять что-то не то… Вы догадались?
Игра «ПОМОГИ ЖИВОТНЫМ» (из предложенных иллюстраций дети выбирают те, на которых изображены животные, не встречающиеся зимой)
- Ребята, что-то я начинаю замерзать. А вы как, нормально? Пожалуй, стоит попить горячего чаю, чтоб немного согреться и пойти дальше.
- Ой, только воды у нас нет. Как быть? (можно набрать в реке, озере). Так и сделаем. Ребята, Даша хочет что-то сказать.
СТИХОТВОРЕНИЕ «На замерзших озерах…»
- Спасибо, Дарья, что предупредила. Ребята действительно, мы и забыли, что даже такая приятная и полезная прогулка может таить опасность. А как же нам тогда быть? (можно набрать снега, развести костер и растопить его).
- Хорошая идея! Так и сделаем. А сможем мы ее сразу использовать? Почему нет? (она грязная, в ней может быть песок, камни). Что же нам делать? (дети предлагают варианты очистки воды. Выбираем фильтрование через бинт, имеющийся в аптечке).
РАБОТА В «ЛАБОРАТОРИИ» - ОЧИСТКА ВОДЫ ЧЕРЕЗ ФИЛЬТР
- Ну вот, очистили воду от песка, теперь ее можно пить. (Нет, ее пить нельзя, она сырая). А что же делать? (воду нужно прокипятить). Как это можно сделать? (нальем в металлическую посуду и вскипятим на костре).
- Молодцы, с вами нигде не пропадешь!
- Ну, я думаю, старик-лесовик, доволен. Мы все исправили, лес стал прежним. А нам с вами пора возвращаться…
Ну вот, снова препятствие – цветные льдины. Надеюсь последнее…
ИГРА «ЗНАЕШЬ - МОЛЧИ» (на «льдинах» написаны несложные вопросы, ответы на которые дети узнали на занятии. Правило – не отвечать, пока не прозвучит сигнал).
- Вот мы и снова в нашей группе. Ребята, а я оказалась права. Старик-лесовик решил нас отблагодарить за помощь, смотрите, что я обнаружила (малиновое варенье и книга о природе).