Ирина Подгорная
Духовно-нравственное воспитание в группах казачьей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Подгорная Ирина Николаевна –
старший воспитатель
МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 8
муниципального образования Динской район»
Краснодарский край
Слайд № 2.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им сво место в жизни, используя полученные знания и умения на благо Родины.
Слайд № 3.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в группах казачьей направленности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2018
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо с детства научить ребенка любить свою станицу, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Слайд № 4.
Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы
традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южно-русской культуры. А потому и сама культура Кубани уникальна. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи предков.
Слайд № 5.
В нашем детском саду разработана и утверждена на педагогическом совете модифицированная образовательная программа «История и культура кубанского казачества» для среднего и старшего дошкольного возраста. Подобранна методическая литература.
Слайд № 6.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основании перечисленных нормативных документов.
Слайд № 7.
Предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, является первой ступенью программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а так же может рассматриваться как самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Слайд № 8.
Особенностью построения данной программы является то, что в течении 3-х лет обучения выделяется девять основных тематических разделов, помогающих реализовать цель и задачи программы.
Данные тематические разделы повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста дошкольников.
Слайд № 9.
Основной формой работы является образовательная деятельность, игровые ситуации, встречи, праздники, развлечения, взаимодействие с родителями.
Слайд № 10.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых мероприятий, праздников, развлечений, участия в мероприятиях ДОУ и района.
В результате реализации данной программы планируется формирование у воспитанников ключевых компетенций.
Слайд № 11.
С ноября 2017 года в нашем детском саду открыты две группы казачьей направленности. С родителями воспитанников проводились беседы, анкетирование, родительские собрания о казачьем образовании и воспитании в детском саду.
Слайд № 12.
Приобрели казачью форму, костюмы для фольклорной деятельности.
В группах организовали развивающую предметно-пространственную среду: уголки казачьего быта, костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Слайд № 13.
Педагоги групп казачьей направленности второй год работают по модифицированной образовательной программе по ознакомлению с историей и культурой кубанского казачества.
Разработали конспекты образовательной деятельности, картотеки казачьих игр, сценарный материал к модифицированной программе.
Слайд № 14.
В ходе реализации программы поддерживаем сетевое взаимодействие с Динским хуторским казачьим обществом, со школами №2 и №4 ст. Динской.
Проводя образовательную деятельность казачата знакомятся с понятиями «казачья семья», «семейный быт», «быт казачьей семьи», с основными достопримечательностями, памятниками казачьей истории и культуры Динского района и Кубани в целом.
Слайд № 15.
Дошколята учатся видеть, любить и беречь красоту природы Краснодарского края и в частности станицы Динской. Изучают животных нашей местности, и Краснодарского края.
Знакомятся с основными памятными датами и знаменательными событиями краевого и местного значения. Педагоги объясняют ребятам значение того или события для истории кубанского казачества.
Слайд № 16.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому необходимо в этот период создавать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу.
Отдельно хочется остановиться на разделе модифицированной программы «Православие и казачество», ведь православная вера – основа казачьей семьи.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обычаями – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Слайд № 17.
В нашем детском саду заключено Соглашение о сотрудничестве между ДОУ и Благочиния Динского округа в лице протоиерея Иоана Лапко.
Слайд № 18.
При проведении образовательной деятельности и мероприятий по православию дошколята учатся почитать родителей и старших, знакомятся с традицией празднования православных праздников в казачьей семье, что значит икона в храме и жилище, что такое «красный угол» в казачьей хате. Знакомятся с храмами в Динском районе, святыми покровителями кубанского казачьего войска.
Слайд № 19.
В этих мероприятиях нам помогает отец Сергий, настоятель Свято-Троицкого храма, он частый гость у нас в детском саду. Так же, торжественные мероприятия посещает протоиерей отец Иоан.
Ребятам очень нравятся обычаи празднования православных праздников: Яблочный спас, Рождественские колядки, Крещение господне, Сырная седмица.
Совсем недавно мы отпраздновали Светлый праздник Пасхи! Я хочу вам рассказать, как он проходил в подготовительной к школе группе казачьей направленности.
Слайд № 20.
Пасха – самый радостный и большой праздник у православных христиан. Празднование Пасхи в нашей группе стало уже традицией, но не все ребята знают историю и традиции празднования этого праздника. Поэтому я решила провести краткосрочный проект: «Пасха – Светлое Христово Воскресение!»
Слайд № 21.
Были выделены цели и задачи проекта, определенны формы работы, ожидаемый результат, итоговое мероприятие.
При проведении подготовительного этапа, я совместно с родителями, подготовила художественную литературу о Пасхе на Кубани, оформила альбомы «Пасхальные яйца», «Пасхальные куличи», подобрала тематику бесед об истории праздника.
Как итоговое мероприятие мы, с Ириной Николаевной, решили провести презентацию Проекта с приглашением отца Сергия.
Слайд № 22.
И вот, наш проект начался! Мы с ребятами погрузились в проблему – что же такое «праздник Пасхи», «Почему красят яйца?», «Почему говорят «Христос Воскресе!»?
Начали свое изучение с бесед об истории праздника Пасхи, прочли художественную литературу – «Уж верба вся пушистая!» Афанасий Фет, «Христос Воскрес!» Константин Роше, отгадывали загадки, разучили стихи.
Занимались продуктивной деятельностью: декоративное рисование «Пасхальные яйца», аппликация «Пасхальная корзинка», художественный труд «Пасхальные яйца».
Слайд № 23.
Провели опытно-исследовательскую деятельность с яйцом, определили когда яйцо крутится, а когда нет; когда тонет, когда нет. Познакомились с Пасхальными играми с яйцом.
Слайд № 24.
Не остались в стороне и наши родители. Для них я подготовила информацию о празднике Пасхи, проинформировала о проведении Проекта. Родители охотно откликнулись на мою просьбу подобрать художественную литературу и оформить выставку книг.
С удовольствием приняли участие в изготовлении поделок на пасхальную тематику.
Слайд № 25.
И вот, настал день итогового мероприятия «Презентация Проекта «Пасха – Светлое Христово Воскресение!»
Ребята очень волнительно готовились к презентации Проекта, ведь на ней будет присутствовать отец Сергий!
Накануне мы с ребятами распределили обязанности: кто расскажет о прочитанных произведениях, кто прочтет стихи о Пасхе, кто покажет поделки, которые сделали сами ребята, кто выставку совместного с родителями творчества, а кто расскажет об экпериментах с яйцом.
Слайд № 26.
Волнения были напрасны, у нас все получилось! Дети рассказали и показали все, что касалось нашего Проекта. Отец Сергий с удовольствием выслушал ребят, рассмотрел поделки, поговорил об истории праздника Пасхи.
В заключении поздравил всех с приближающимся праздником, окропил святой водой, и пригласил на праздничное Богослужение в Храм Святой Троицы.
А нас педагогов поблагодарил за нравственное воспитание дошколят!
Слайд № 27.
Спасибо за внимание!