Лариса Николаевна Королькова
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Приобщение дошкольников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно - нравственное воспитание — воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности :
1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ, Приобщение дошкольников к народной культуре» размещена в разделах
2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Во время планирования работы по приобщению дошкольников к народным традициям мы выделили следующие подходы:
• включение детей в разные виды деятельности (беседы, познавательная, изобразительная, музыкальная с игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
• связь различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
• использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основ становления личности
• осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры;
• обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цели и задачи:
Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;
Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;
Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;
Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;
Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;
Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;
Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Принципы воспитания
Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:
• Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
• Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
• Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
• Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.
Для реализации этих задач мы разработали перспективно-тематический план для всех возрастных групп. Ведь приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома.
Формы работы с детьми. НОД:
по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта
(знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);
по ознакомлению с окружающим миром
(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);
по ознакомлению с произведениями художественной литературы
(учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)
музыкальные (знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);
по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка)
(учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)
Культурно-досуговая деятельность :
праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.
Игровая деятельность:
театрализация.
сюжетно-ролевые игры.
подвижные, народные игры.
Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Словесные:
чтение художественной литературы;
заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;
праздники, развлечения;
беседы;
консультации.
Наглядные:
организация фотовыставок;
информационные стенды;
театрализованная деятельность;
рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;
личный пример взрослого.
Практические:
создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;
создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;
организация продуктивной деятельности.
Игровые:
дидактические, настольно-печатные игры;
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры;
игры-драматизации, игры-инсценировки;
Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений :
Создание атмосферы национального быта.
Традиционные и обрядовые праздники.
Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.)
Русское народное искусство.
Русские народные игры.
Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.
В группах нашего детского сада имеются:
Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).
Художественно-эстетический уголок с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.
Книжный уголок – русские народные сказки, книжки – раскраски.
Театральный уголок – маски, куклы, настольный театр.
Уголок ряженья – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.
Патриотический уголок.
Уголок ряженья – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.
Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Традиционные и обрядовые праздники
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. И конечно же это необходимо передать нашим детям.
Мы проводим такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Рождество»; новогодние утренники, веселые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие. Обогащается музыкальный опыт детей. С детьми мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях.
Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.
Русский народный фольклор
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.
Проводятся тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы, знакомим с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, народные приметы.
В интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и декоративной лепкой (скульптурой малых форм). Очень нравится детям самостоятельно изготавливать поделки под дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и Городецкой росписями. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т. д.
Русское народное искусство
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.
Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Ребята с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.
Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.
Русские народные игры
Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.
Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.
Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.
В каждой группе собрана ИГРОТЕКА народных игр для детей по возрастам, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми - ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьевкам или по сговору.
Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм. Например, узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединенные одним сюжетом, например, «зимние игры» - игры со снегом (снежки, строительство снежных крепостей, взятие их). Вариантом игротеки является и соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение турниров с использованием русских народных игр.
Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
Воспитанники детского сада :
Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
Знание истории русского костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к истокам народной культуры». Они являются активными участниками пополнения развивающей среды, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях (развлечениях, праздниках, занятиях).
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, русской кухне, народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.
Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.