Поляшова Евгения
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста.
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательный.
- По содержанию: обучающий.
- Образовательные области:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
- По числу участников проекта: групповой.
- По характеру контактов: среди детей учреждения.
- По времени проведения: долгосрочный.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Участники: дети раннего возраста от 1 года до 4 лет, воспитатели.
- Авторы:
Поляшова Е. Ю.
1. Структура проекта.
1. Актуальность, цель и задачи проекта.
Актуальность выбранной темы :
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных качеств у каждого ребенка в группе.
Основные задачи духовно-нравственного развития детей :
- Развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игр, которые учат умению общаться, помогают ребенку в накоплении социального опыта. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности.
- Духовно - нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора. Потешка не только учит движению, она учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Сказки помогают детям отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Беседы. Кроме всего, необходимо проводить беседы с детьми. Беседа побуждает их думать и говорить.
- Трудовое воспитание является следующим средством духовного воспитания и нравственного развития ребенка. В совместной со взрослыми предметно-практической деятельности развиваются такие индивидуально-личностные особенности, которые не могут проявиться в других видах деятельности. У них формируется умение оказывать практическую помощь сверстникам, заботиться о младших и слабых, бережно относиться к предметам рукотворного мира. Также обнаруживается стремление ребенка своими руками сделать то, что приносит радость окружающим.
- Православные и народные праздники Ни для кого не секрет, что православные и русские народные праздники, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонии. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
2. Этапы проекта.
2.1. Организационный этап
План организационного этапа:
Дата Мероприятие Ответственный
Январь 2019 Изучение литературы по данной теме; написание проекта (теоретическое обоснование, конспекты занятий, подбор кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, потешек, сказок, физкультминуток) Воспитатели группы
Март 2019 Песенно-игровая, обрядовая программа с приездом и представлением Масленицы, катанием на санях, лошадках на палочке и чаепитие с блинами. Воспитатели группы и администрация учреждения
23.04.2019 Проведение запланированного открытого мероприятия «Уроки доброты» Воспитатели группы
Июнь – сентябрь 2019 Работа на клумбах и огороде, проведение запланированных мероприятий Воспитатели группы
Декабрь 2019 Заключительный этап проекта, подведение итогов Воспитатели группы
План осуществления проекта:
№ Название праздника Сроки Основное содержание деятельности
1. Рождество, Колядки январь Рассказ о православном празднике.
Чтение рассказа «Рождественская елочка»
Рисование «Елочка красавица»
Песенно-игровая программа с приходом ряженых, Петрушки, с конкурсами и подарками, чаепитие.
2. Беседа с отцом Георгием февраль
3. Масленица
Встреча весны (Сороки) Март Песенно-игровая, обрядовая программа с приездом и представлением Масленицы, катанием на санях, лошадках на палочке и чаепитие с блинами.
Пение весенних закличек на улице с «жаворонками» в руках, игры и песни про птиц.
4. Вербное воскресенье
Пасха
«Уроки доброты» (открытое занятие для педагогов учреждения)
апрель Беседа с детьми, украшение группы. Наблюдение за веточкой вербы. Рисование
Чистый четверг, беседа с детьми, красим яйца, наводим порядок в уголках. Катание крашенных яиц по желобку, чаепитие с куличами, пасхой.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Инсценировка представления для коллег
Пасхальное чаепитие
5. Красная горка Май Хороводы, потешки о солнышке. Лепка «солнышко лучистое»
6. Посев семян на грядке. июнь Праздник Троицы «Ты березка, посмотри – как танцуют малыши»
7. Клумба.
(полив) Июль
Работа на клумбе и огороде «Не мешайте нам трудиться»
8.
Сбор урожая
август Кукольный театр «Как морковку назвали морковкой»
Лепка «Овощи на грядке»
9.
Осень к нам пришла сентябрь Кукольный театр «Беззаботный зайка»
Рисование «Осенние листья»
10.
Покров октябрь Аппликация «первый снег»
11.
Беседа ноябрь Беседа с отцом Георгием о небесном покровителе Архангельска – архангеле Михаиле
12.
Зимние забавы декабрь Праздник Николая Чудотворца – изготовление поздравительной открытки Кукольный театр «Лесной Новый год». Наряжаем елочку.
2.2. Заключительный этап.
Ожидаемые результаты:
Заложенный в детстве «божественный огонь» будет согревать душу и сердце ребенка. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, надеемся достичь следующих результатов: устойчивость навыков поведения; целостность восприятия мира; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству. Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Продукт проекта:
3. Прогноз возможного использования проекта.
Мы считаем, что проект можно использовать на любом этапе в процессе обучения детей в доме ребенка.
2. Список приложений
Приложение 1. Конспекты занятий
Приложение 2. Фотоотчет
Список литературы:
1. Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
2. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2010.
3. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004.
4. Демина Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 40-42.
5. Жирова О. Я. Вместе играем и поем. - Белгород. 2008, -96с;
6. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
7. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2004.-80 с.
8. Князева, Л. Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.
9. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-168с.