Алтынай Каракаева
Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников»
Номинация «Статья»
ФИО автора, должность:
Каракаева Алтынай Насиповна – воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Елочка»
Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников
Публикация «Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников» размещена в разделах
Целью статьи послужила актуальная тема духовно-нравственного воспитания в современном обществе, формирование нравственных качеств личности подрастающего поколения, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
В настоящее время тема духовно-нравственного развития стоит на первом месте. Некоторые современные семьи потеряли ту духовную ниточку, которая связывает поколения между собой. Ведь не для кого ни секрет, что современные родители очень мало уделяют детям время для беседы, совместного времяпрепровождения. В силу своей занятости, загруженности на работе, приходя домой, вместо того, чтобы поговорить с детьми, почитать им сказки, даже просто посидеть рядом, родители дают детям гаджеты. Сами порой не знают, что смотрят их дети в интернете.
Давайте вспомним поколение наших бабушек. Они тоже были загружены работой, но им хватало сил и времени пообщаться с детьми, рассказать притчи, сказки, поделиться своими семейными секретами, семейными традициями. А что такое семейные традиции? Это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, уклады в семье, правила поведения. Разные семьи строятся в соответствии с типами образцов, которые осуществляются каждым новым поколением семей и помогают при создании новой семьи: ведение домашнего хозяйства, родительские отношения, супружеские обязанности, проведение совместных досугов и т. д. А поскольку и семья и ее ценности представляют собой порождение культуры, то и любой образец духовной и материальной деятельности будет служить примером, основой для возникновения традиций в семье. Конечно мы не можем утверждать, все традиции, заложенные в семьях наших предков дошли до наших дней и широко применяются и имеют место быть в наших современных семьях. Но все таки неизменным в человеческом обществе должны оставаться такие духовно-нравственные ценности, как любовь, сострадание, доброта, взаимопонимание, забота о ближнем, готовность прийти на помощь.
В настоящее время изучаются традиции, которые складывались веками в отечественных семьях.
Некоторые были признаны безыдейными и устаревшими. Например традиции семейного чтения, пения, рукоделия, коллекционирования, составления генеалогического древа и т. д Но мы можем с уверенностью утверждать, что некоторые из традиции начинают возрождаться.
Так в некоторых современным семьях появился интерес к своей родословной. Взрослые члены семьи с удовольствием посещают места своих предков, интересуются бытом и обычаями тех времен и приучают к этому своих детей, тем самым возрождая связь поколений.
В нашем детском саду проводятся мероприятия для формирования духовно-нравственного воспитания семей дошкольников, где педагоги помогают молодым семьям вспомнить семейные традиции и обряды прошлого поколения, предлагают принять участие в тренингах, беседах, играх. Приглашаются бабушки, которые делятся своими секретами ведения домашнего хозяйства, семейными укладами, обычаями и т. д.
Для формирования духовно-нравственного воспитания семей дошкольников нами был разработан краткосрочный проект на тему «Я и моя семья»
Актуальность: Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед, мы выяснили, что большинство детей почти ничего не знает о своих бабушках и дедушках, кроме имени. Также не имеют о семейных традициях. Эта информация подтолкнула нас к тому, что нами был создан проект «Я и моя семья»
Участники проекта: дети и родители старшего дошкольного возраста, педагоги
Цель проекта:
Расширение представлений о семье и семейных традициях.
Задачи:
1. Формировать представление о родственных отношениях, о семейных традициях и праздниках.
2. Воспитывать интерес к своей родословной.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
Результаты проекта:
Дети:
Узнали прошлое своей семьи, пополнили словарный запас (традиция, обряд и т. д, приобрели представления об общечеловеческих ценностях, научились проявлять уважение к своим родителям,членам семьи, у них развито чувство гордости за свою семью, дети могут составить рассказ о своей семье,знают прошлое своей семьи.
Родители:
Приобрели знания о семейных народных традициях, укрепили межсемейные связи, научились хранить и чтить свои семейные традиции, вспомнили своих предков, научились исполнять народные песни.
Формы реализации проекта :
Беседа «Моя семья», «Праздники», чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка», пословицы и поговорки о семье, импровизация сценки «Русская изба», тренинг для родителей «Тепло родного очага», разучивание песни «Моя семья» Е. Курячий, подвижная игра «Кувшин доброты», физкультминутка «Семья»
Проект проходил в три этапа.
На первом этапе педагоги провели беседу с родителями и детьми на тему «Семья и семейные традиции» и исходя из информации стали подбирать формы работы.
Второй этап включил в себя использование разных форм взаимодействия с участниками проекта: чтение литературы, чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка», пословицы и поговорки о семье, импровизация сценки «Русская изба», физкультминутка «Семья».
На третьем этапе педагоги предложили семьям поучаствовать в мероприятии «Я и моя семья», где использовались игры, разучивание закличек, песни «Моя семья» Е. Курячий, подвижная игра «Кувшин доброты», тренинг «Тепло родного очага» и творческое задание, которое делали родители вместе с детьми. Памятки «Кодекс истинного родителя»
В конце мероприятия родителям предложено было домашнее творческое задание «Семейное древо».
Продукты проекта (Приложение 1) :
Выставка рисунков «Моя семья»
Мини-музей «Моя родословная»
Литература:
1. Скуридина Ю. Если не рассказывать сказки… семейное чтение как духовное развитие ребенка. // Библиополе. – 2007.- № 11
2. 1. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М. : Творческий Центр. 2011 г.
3. 2. Микляева Н. В. «Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия».- М. : Творческий Центр. 2010 г.
Таким образом, семейные традиции – это основной фактор социально-культурных и духовно-нравственных ценностей, что необходимо для наших будущих поколений. Родители являются образцом семейного уклада и обычаев, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Семейные традиции многофункциональны и насыщены эмоционально, благодаря чему духовно-нравственное развитие ребенка будет проходить более успешно.