Елена Зурначева
Конспект занятия «Дружбой дорожить умей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание добрых качеств у детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу.
«Человек без друзей, что дерево без корней»
Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем размышлять над понятием «дружба», мы уже не раз обращались к этой теме. И вот сегодня мы попытаемся подвести некий итог и выяснить что же такое настоящая дружба. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, ученые, философы, крестьяне и дворяне.
Публикация «Конспект занятия „Дружбой дорожить умей“» размещена в разделах
Прочитайте эпиграф и ответьте, как вы понимаете смысл этой пословицы. Корни для дерева, зачем нужны? А что подразумевается под «корнями для человека»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля дано такое определение дружбы : «Бескорыстная стойкая приязнь» На первое место ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, а также близки его интересы, взгляды на жизнь.
Ребята, когда мы читаем сказки, мы не перестаем удивляться той мудрости, которую они нам дарят.
(Рассказ сказки “Лиса и журавль”) Все знаем эту сказку, чему она нас учит, да, конечно же, хитрость лисы испортила дружбу. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Воспитатель: Почему лиса хотела подружиться с журавлем?
Воспитатель: - Чему учит нас эта сказка?
Воспитатель: - За добро платят добром.
Воспитатель: Скажите, поступают ли так настоящие друзья?
Воспитатель: Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение А. Л. Барто “Друг”. (Читает)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка -
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет, меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
Воспитатель: - Какой смысл в этом стихотворении имеет слово “друг”?
Воспитанник: - Товарищ, который помогает другому человеку, но не от души, а за вознаграждение.
Воспитатель: - Можно ли мальчиков назвать друзьями?
- Сравните начало и конец стихотворения. Как меняется отношение поэтессы к такому “другу”?
О дружбе сложено очень много пословиц и поговорок. Я предлагаю вам немного поиграть. На каждый стол я раздаю «рассыпанные» пословицы, вы должны их собрать и объяснить смысл.
Нет друга – ищи, а нашел - береги. (Человек счастлив по- настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь»)
Человек без друга, что земля без воды.
Старый друг, лучше новых двух.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: расколешь – не соберешь.
Друзья познаются в беде.
- Есть такая пословица: “Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты”. Наши друзья - это наши зеркала, а зеркало, как известно, обладает свойством отражать все. А разве только человек может быть другом?
Воспитатель: - Друзьями могут быть не только люди. Человек должен дружить с природой, животными, птицами, охранять их.
Воспитатель: Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья. Перечислите самые ценные качества характера. (Честность, доброта, верность, преданность, смелость, надежность, справедливость, щедрость, мудрость, благородство)
(делается цветок)
Итак, какие качества характера мы будем в себе воспитывать, чтобы у нас появились друзья?
Воспитатель: Иметь друга – великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека!
Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его счастливым.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Воспитатель: Так в чем же, ребята, заключается настоящая дружба?
Воспитанник: дружба – это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Дружба – это прекрасное чувство. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друга, сохранение дружбы – важнейшие качества человека.
Вот и подошел к концу наш воспитательский час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. И не будем никогда ссориться, скажем, друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
А завершим, песней В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».