Елена Яковенко
Логопедический досуг с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять правильное произношение звуков, совершенствовать артикуляционную моторику и фонематический слух, содействовать развитию памяти, внимания, мышления, тренировать в умении соотносить звук и букву, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и множественного числа существительных, продолжать работу над согласованием существительных с числительными, расширять словарь с помощью антонимов.
Темочки:
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедия. Работа логопеда
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: бейджики, игрушки (со звуками [р] и [ш], буквы на карточках, мольберт, листочки с наложенными рисунками, мяч, схемы, музыка, звуки природы, предметные картинки.
Ход.
Звучит запись звуков дождя, пения птиц, шум моря.
Ребята, вы слышите эти звуки? Это звуки природы. Мы тоже можем издавать разные звуки. Закройте глаза (дети старшей группы хлопают в ладоши). Откройте глаза и скажите, что вы слышали? Теперь наоборот глаза закроют дети старшей группы (дети из подготовительной группы топают ногами). Откройте глаза. Какие звуки вы слышали?
Ещё нам природа подарила уникальную возможность – мы умеем издавать речевые звуки. Но чтобы их произнести, надо потренироваться.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, сопровождаемую веселыми стихами:
«Наказать непослушный язык» : Язычок мой провинился,
Ну, хотя бы извинился.
«Качели» : На качелях прокачусь,
Крепко я сейчас держусь.
«Лошадка» : Покатаюсь на лошадке,
Мы поскачем без оглядки.
«Грибок» : Я грибок в лесу нашел,
Его срезал и пошел.
«Барабанщик» : В барабан стучу я ловко,
Помогает мне сноровка.
Дети делятся на две группы: одна группа – «Шипелки» (прикрепляются бейджики, другая – «Рычалки». Шмели умеют жужжать как? (дети команды «Шипелки» произносят длительный звук [Ж], тигры грозно рычат («Рычалки» раскатисто произносят звук [Р], шмели, когда летают крылышками шумят как? (Звук [Ш] – первая команда.)
Звучит таинственная музыка. Появляется фокусник.
Фокусник: Ребята, вы любите фокусы? ( показывает фокусы со шляпой: двойное дно, прорезь в боку шляпы).
Следующий фокус с вашим участием. Посмотрите внимательно и запомните эти игрушки. (Игра «Что изменилось?» : игрушки для звука [Ш] : лошадь, кошка, машина, мишка, мышонок. Для звука [Р] : жираф, ведро, барабан, кораблик, пирамидка, корова).
Звучит веселая музыка.
Логопед : Какая веселая музыка, так и хочется потанцевать. А вы хотите? Потанцуем и поиграем. «Найди свою букву» : дети танцуют под веселую музыку, как только она стихает, педагоги поднимают цветочки с буквами. Дети с команды «Рычалки» ищут и подходят к букве Р, а дети с команды «Шипелки» - к букве Ш.
«Назови ласково» На мольберте выставляются картинки, дети подбирают уменьшительно-ласкательные существительные (для команды «Шипелки» : мешок, вишня, шкаф, подушка, лягушка; для команды «Рычалки» : пирожок, куртка, кукуруза, фартук, смородина).
Снова звучит музыка, дети продолжают танцевать. Музыка смолкает, педагоги поднимают кружочки с буквами (поменяв местами, т. е. тот, кто держал букву Р теперь держит Ш и, наоборот). Дети подбегают к соответствующим буквам. Проводится игра «Один – много» :
для звука [Р] : комар -, роза -, арбуз -, доктор -, картина -…;
для звука[Ш] : шуба -, букашка - ,камешек-, камыш -, каштан -…
В третий раз включается музыка и дети танцуют, педагоги поднимают тюльпанчики с буквами (опять поменяв их, дети находят нужную букву, затем проводится игра «Сосчитаем до 5» :
[Р] : ромашка, воробей, корзина, топор, ведро.
[Ш] : мышка, шкаф, шляпа, катушка, шаг.
Дети садятся на стулья. Игра «Четвертый лишний» на мольбертах выставляются картинки, дети перечисляют их, выделив лишнюю, объясняют, почему так решили.
Картинки: для [Р] :
- воробей, журавль, ворона, сорока;
- огурцы, помидоры, персики, морковь;
- карандаш, портфель, тетрадь, корзина;
- троллейбус, трамвай, трактор, вертолет;
- носорог, пантера, зебра, кенгуру.
Для [Ш] :
- шапка, кошка, лошадь, мышка;
- шишка, груша, вишня, черешня;
- мишка, погремушка, шарик, неваляшка;
- шляпа, шаль, подушка, шапка;
- шуба, штаны, шапка, шарф.
Логопед : Ребята, захотел Незнайка стать художником, но он так торопился, что все рисунки смешались, и получилась такая «Путаница», что ничего не разобрать. Помогите. Назовите то, что изобразил Незнайка.
Детям раздаются листочки с наложенными рисунками. Дети по очереди перечисляют предметы, изображенные на листе (у каждого ребенка по 6 разных изображений).
Появляется Незнайка.
Незнайка: Спасибо, ребята, что помогли разобрать мои рисунки. Игра «Скажи наоборот» с мячом:
Для Р: Длинный - … для Ш: ниже - …
Веселый -… больше - …
Сухой -… громче -…
Больной -… уже -…
Белый -… старше -…
Логопед : Вы очень хорошо произносите волшебные звуки речи, попробуйте определить, где спрятались звуки в словах. Игра «Назови картинку и определи позицию звука в слове» ( картинки: повар, ведро, зеркало, ковер, ромашка).
Логопед : Благодаря волшебству звуков речи, мы понимаем друг друга. Поэты слагают прекрасные стихи.
Незнайка: Да-да, наш Цветик тоже пишет, я пробовал. Ребята, почитайте, я так люблю веселые стихи. Дети читают стихи, насыщенные звуками [Р] и [Ш].
Незнайка: Интересно с вами было. Но пора прощаться – у вас впереди незабываемые детские годы, а мне пора в мой Цветочный город. До встречи!
Логопед : Нам тоже пора – завершился наш веселый досуг. Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).