Дарья Шевлягина
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Молоко — это не только полезно, но и интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Колобок»
Путешествие «Молоко – это не только полезно, но и интересно!»
Ноябрь 2018г. Воспитатель: Шевлягина Д. В.
Образовательная область: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие
Интеграция: «Познание», «Коммуникация»
Цель— развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Досуг по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Молоко — это не только полезно, но и интересно“» размещена в разделах
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Молоко. Сценарии развлечений
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Формировать способность смотреть на привычный предмет (молоко) с новой точки зрения.
• Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи.
• Продолжать учить детей рассуждать, используя доказательную речь.
• Продолжать учить детей формулировать простые выводы после проведения простых опытов.
2. Развивающие задачи:
• совершенствование мелкой моторики рук;
• развитие долгосрочной памяти;
• развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, делать выводы);
• совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
• Развивать любознательность.
3. Воспитательные задачи:
• закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
• воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
• создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
• привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
Методы и методические приёмы:
• беседа;
• наблюдение;
• создание проблемной ситуации;
• исследовательский;
• игровой;
Оборудование для экспериментальной деятельности: магнитофон, записи шума шторма, гудка корабля, песенка коровы. Модули, штурвал, якорь, бескозырки. Сундук с письмом, написанным невидимыми чернилами. Лампа или утюг. Костюм коровы. Одноразовые стаканчики по количеству детей. Кефир, варенье, творог. Нашатырь, два листа картона, одноразовые тарелки по количеству детей, молоко, краски четырех цветов, моющее средство, ушные палочки, ведерки для мусора, бумага по количеству детей.
Ход игры.
Дети играют в группе с воспитателем и персонажем сидя на ковре. Вдруг раздается гудок отплывающего корабля.
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю сегодня всем вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)
Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)
Из чего мы будем стоить корабль? (Из носа корабля и стульев)
Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.
Воспитатель: - Вот корабль и готов. Нужен ли на корабле капитан? - Что делает капитан? (Определяет курс корабля) Разрешите мне взять на себя эту роль? Спасибо. У кого…. Тот – штурман. - Что делает штурман? (управляет кораблем). Остальные будут матросами.
Внимание! Наш корабль отправляется от пристани детский сад «Егорка»
Капитан даёт команду: «Всем занять свои места!
(Занимают места корабле).
Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперёд! (раздается гудок отплывающего корабля).
Капитан: Наш корабль отправляется по маршруту «Морское путешествие». Счастливого плавания!
Лево руля! Права руля! Держим курс прямо!
/Звучит грамзапись «Шторм»/
Капитан: Внимание, команда! Начинается шторм! Слева по борту маяк! Права руля! Матросам срочно занять свои места на палубе!
Шторм утихает. На горизонте показался остров.
Капитан: У нас пробоина. Мы не взяли с собой инструменты.
- Штурман меняем курс, мы вынуждены причалить к острову. Причалить корабль к берегу! Всем приготовиться мы подплываем! Стоп мотор! Спустить якорь!
Все выходят на остров.
Капитан: Давайте обследуем остров. Может быть, мы найдем что-нибудь, что поможет нам не умереть с голода и починить корабль.
Дети ходят по острову. Находят сундук с письмом. Но лист совершенно белый.
Капитан: Ребята, а, я знаю секрет тайной картинки, как сделать ее явной, а вы догадались? (Предположения детей)
Опыт 1 (тайнопись)
Материал: Бумага с нарисованной молоком невидимой картинкой и лампа (утюг, свечка)
Постановка исследовательской задачи:
- Как прочитать письмо, написанное невидимыми чернилами?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
На столе стоит настольная лампа. Включаем ее и аккуратно подносим картинку. Постепенно рисунок начинает проступать.
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При нагревании письма, написанного молоком, рисунок становится видимым.
Капитан: Что произошло? (Появилась картинка) Что же там нарисовано? На картинке молоком нарисована корова. Чем нам может помочь корова? Молоком? А какие продукты делают из молока? Ребята, а полезно ли молоко для человека?»
Дети: «Да!»
Капитан: «Ребята, а в чём польза молока для человека?»
Дети: «Чтобы не болеть и расти большими!»
Капитан: «Правильно ребята! Молоко самый полезный продукт питания для человека, потому что в нём целый комплекс витаминов. Это когда много витаминов, которые вместе хорошо влияют на организм человека. Ребята, а как в молоко попадают витамины?»
Дети: «В молоко добавляют витамины или корове дают витамины».
Капитан: «Нет, ребята! Витамины попадают через траву, которую ест корова или сено (сухая трава)».
Выходит корова. (Звучит песенка коровы)
К: Здравствуйте, путешественники! Рада видеть вас на моем острове. Вы, наверное, проголодались с дороги. Присаживайтесь. Сейчас я вас покормлю. У меня уже готов кефир. А еще у меня есть варенье.
Опыт 2 «Получение йогурта»
Материал: стаканчики с кефиром (по количеству детей, варенье (любое).
Постановка исследовательской задачи:
- Что получим, если в кефир добавим варенье?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
В стакан с кефиром добавим варенье и хорошо размешаем. Попробуем на вкус, что получилось?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении варенья в кефир получим йогурт.
Дети делают йогурт. Едят его. Благодарят корову.
Капитан: Ребята, вы видите на полянке стоит ведерко? Как вы думаете для чего оно? Ответы детей. Правильно! А почему нельзя мусорить на природе? Давайте выбросим использованные стаканчики в ведро.
К: А вы кто такие? Что с вами приключилось? Как вы попали на мой остров?
Ответы детей (мы приплыли, мы потерпели кораблекрушение, у нас сломался корабль)
К: Вы приплыли на корабле? А вы знаете морские команды? Сейчас проверим. Давайте поиграем. Команда СТАНОВИСЬ!
ФИЗМИНУТКА игра «Морские команды».
Лево руля! - шаг налево.
Право руля! - шаг направо.
Нос! - шаг вперед.
Корма! - шаг назад.
Пушечное ядро! - все приседают.
Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.
Отдать швартовы! – попрыгать вокруг себя.
К: Мне кажется, я смогу вам помочь. Ведь из молока делают не только продукты, но еще и клей. С его помощью вы сможете починить свой корабль.
Вы же знаете, что из молока делают творог. А если смешать творог с нашатырем и хорошенько перемешать, то получится отличный клей для склеивания бумаги, картона, деревянных и кожаных изделий.
Опыт 3 «Казеиновый клей»
Материал: творог, нашатырь
Постановка исследовательской задачи:
- Можно ли получить клей из молока?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
В 40 гр. Творога наливаем 10 гр. нашатыря. Закрываем баночку и взбалтываем до получения однородной массы. Проверяем. Для этого склеиваем два кусочка картона.
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При смешивании творога и нашатыря получается клей.
Корова делает клей и дети, вместе с ней склеивают поломанные детали.
К: Ну вот, теперь вы можете починить свой корабль и вернуться домой.
А вы знаете, что с помощью молока можно не только производить разные продукты питания, писать письма, делать клей, но и рисовать изумительные картины. Хотите я вас научу?
Опыт 4 «Картина на молоке»
Материалы: стакан молока, тарелочки для опыта, кисточки, краски (гуашь) желтая, красная, синяя, моющее средство, ватные палочки.
Постановка исследовательской задачи:
- Можно ли создать картину с помощью молока?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
Делим детей на две команды (по принципу отличия воротников). Дети рассаживаются на две полянки (два стола (синий и желтый). Наливаем молоко в тарелочку. В центр тарелки добавляем красную краску, затем синюю и желтую. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окунаем другой конец палочки в жидкое мыло и затем в молоко. Что получилось?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении моющего средства краска расходится по тарелке в виде причудливых картин.
К: Посмотрите какие замечательные картины у вас получились.
Мне очень бы хотелось, чтобы вы меня вспоминали, когда вернетесь из плаванья. Нарисуйте меня пожалуйста.
Опыт 1. Тайное послание, написанное молоком
К: Посмотрите, у меня есть большой лист бумаги. Прошу вас оставить мне на память свои ладошки, нарисованные секретным способом. Что вам для этого понадобится? Ответы детей. Дети рисуют. Корова благодарит и в ответ дарит им засекреченные рисунки и просит расшифровать их вместе с родителями.
К: Возьмите домой ваши рисунки, научите родителей читать тайные послания и вспоминайте меня и это путешествие.
Капитан: Ну что ж, нам пора возвращаться. Давайте поблагодарим корову, ведь она так многому нас научила.
Дети: Спасибо, корова. До свидания!
К: До свидания! Если захотите узнать еще что-нибудь интересное о молоке, приплывайте еще.
Звучит гудок корабля.
Капитан: Наше путешествие на корабле подходит к концу. Держим курс к пристани детский сад «Егорка». Причаливаем к берегу. Поднять якорь, опустить трап.
Дети выходят на берег. Их встречает персонаж.
Рефлексия:
Персонаж : С возвращением! Где вы были? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Что было трудно? Еще поплывете? Меня с собой возьмете?