Валентина Нефёдова
Игровое мероприятие «День птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг игровое мероприятие
«День птиц»
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, слайды, карточки с заданиями кроссворд, запись «Голоса птиц» Предварительная работа: прогулки, экскурсии на природу, конкурсы детских рисунков, подготовка призов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Учитель : Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Публикация «Игровое мероприятие „День птиц“» размещена в разделах
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- Тема нашего занятия спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… / птица/
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Почему вы так думаете? Дети: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелетные птицы.
Воспитатель: Кто из птиц прилетает самый первый? (грач, скворец, жаворонок).
Воспитатель: Ни днем, ни ночью, если затаиться и прислушаться, не смолкают в лесу звуки и шорохи. Это перекликаются, бормочут и шепчутся друг с другом птицы, звери, деревья. Птицы везде над нами, вокруг вас, вдали, рядом.
Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Воспитатель: А многих ли птиц живущих в наших лесах вы слышали и знаете? Сейчас мы с вами отгадаем загадки!
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
В первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Черный, проворный,
Кричит «крак»-
Червякам враг. (грач)
На шесте – дворец,
Во дворе-певец,
А зовут его - ….(скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует-
Коноплю ворует. (Воробей)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (сова)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)
Кто в беретке ярко-красной в черной курточке атласной
На меня он не глядит, все стучит, стучит. (дятел)
Не ворона, не синица, как зовется эта птица?
Примостилась на суку, раздалось ку-ку?
- Молодцы!
Логоритмическое упражнение:
«Хочу быть птичкой»
Я по улице гулял,
(Дети шагают на месте)
Галок и ворон считал.
(Скрещивают перед собой
кисти рук, делают ими
плавные движения,
обозначающие полет)
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять.
(Загибают поочередно
пальцы рук, начиная с большого)
Рот открыл, смотрю я в небо,
Вправо, влево.
(Делают повороты головой)
Я там не был.
(Поднимают голову в вверх)
Птичкой захотел я стать
(Часто взмахивают руками)
И руками стал махать.
(Через стороны вверх, вниз,
кисти напряжены)
Крылья вверх и крылья вниз,
(Плавно взмахивают руками)
Только слышен ветра свист.
(Вращают указательными
пальцами рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
(Подпрыгивают)
Но пришлось на землю сесть.
(Приседают)
«Назови птенцов»
Предлагаются картинки с изображением разных птиц, нужно назвать птицу, одного детеныша этой птицы и нескольких детенышей.
Утка – утенок – утята.
Гусь – гусенок – гусята.
Грач – грачонок – грачата.
Аист – аистенок – аистята.
Кукушка – кукушонок – кукушата.
Лебедь – лебеденок – лебедята.
Скворец – скворчонок – скворчата.
Вопросы викторины:
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
- Кого называют лесным доктором? (Дятла.)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
- Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
- Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)
Кроссворд «Берегите птиц».
Вопросы к кроссворду:
1. Какая птица может летать хвостом вперед? /колибри/.
2. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал,
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков. /пеликан/
3. Окраска – сероватая,
Повадка - вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я … / ворона/.
4. Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. / соловей /
5. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он прорстуды,
С первым снегом прилетает. / снегирь /
6. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. / синица /
7. Не на море эта птица-
Возле нас с тобой живет.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьет. / аист /
8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
«Кле! Кле! Кле!» - поет со свистом. /клест/
9. В камышах она живет,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! – и нет одной квакушки. /цапля/
10. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. /дятел/
11. Эта птица не простая :
Днем его не встретишь ты,
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
Днем любой его обидит:
Он при свете плохо видит,
А во тьме пугает сам,
Пролетая по лесам. / филин/
12. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. / скворец /
Ключевые слова: «Берегите птиц».
К встрече желанных гостей надо подготовиться. День прилета птиц – весенний праздник. Его называют «День птиц».
- А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
1 ребенок:
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
2 ребенок:
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
3 ребенок:
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4 ребенок:
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений.
5 ребенок: Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
6 ребенок:
Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
7 ребенок:
Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг. зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.
8 ребенок:
Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.
9 ребенок:
Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Можно сказать, что птицы – наши друзья. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.
Стихи о птицах.
1. Средь раскидистых ветвей
Вдруг защёлкал соловей!
Он сейчас почти не спит, -
Всюду трель его звучит!
2. В чаще леса, на суку,
Слышу голос я: "Ку-ку! "
«Мне кукушка, сколько лет?» - спросил я.
«Ку-ку!» - в ответ.
3. Цапля ходит по болоту,
Будто ищет там кого-то.
Ой, боюсь, что эта цапля
Лягушонка хочет сцапать.
4. Он в чёрной одежде,
Но всё-таки врач.
Спасает поля,
От вредителей грач.
5. Под крышей дома целый день
мелькает быстрой птицы тень.
Весёлых ласточек семья
Домишко строит для себя.
6. Скворец поменьше, чем ворона,
Зато побольше воробья -
Он из скворечника - с балкона,
Поёт не хуже соловья!
Дети исполняют танец «Птички-невелички».
Дети: Не трогайте ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряйте ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Звучит песня «Раненая птица»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев:
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
Спасибо за внимание!