Папки-передвижки

Достижение эмоционального благополучия дошкольника с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной направленности

Анастасия Кудрявцева
Достижение эмоционального благополучия дошкольника с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.

И немало важным остается обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в дошкольном образовательном учреждении, именно это является одной и составляющей нормального психического развития личности.

Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «Эмоциональное благополучие – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных».

Темочки:

Л. С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка".

Сегодня педагоги все больше уделяют внимание на эмоциональное благополучие ребенка, которое является актуальной в период коррекции нарушений речи. В данном случае мы коснемся учителя-логопеда.

Интерес этот вызван тем, что сегодня тенденция проблем связанная с речевой деятельностью велика, стала популярна интеграция и инклюзия, поэтому контингент детей с нарушениями речи в общеобразовательных дошкольных учреждениях увеличился, также примем во внимание тот факт, что ПМПК носит рекомендательный характер и выполнять рекомендации или нет решает сам родитель, что увеличивает кол-во детей с речевой патологией в общеобразовательном учреждении.

Мы говорим, что при нарушении речи страдает и эмоциональная сфера ребенка, т. к влияние сверстников и окружающих взрослых проявляет давление и не каждый из детей дошкольного возраста способен понять «Почему у него получается, а у меня нет». При нарушении речи возможны нарушения внимания, памяти, анализа и синтеза и т. д, как вторично, так и первично.

Успешная педагогическая работа учителя-логопеда, приводит к сформированности знаний, умений, навыков, коррекции речевых нарушений, что в конечном итоге приводит к успешности в школьном обучении.

Внимание стоит уделить детям с тяжелыми нарушениями речи. Дети данной категории отмечаются своей эмоционально-волевой незрелостью. Эмоциональная сфера характеризуется психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбудимостью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций. Все это приводит к повышенному уровню тревожности.

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) наблюдаются агрессивные состояния и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве. Поэтому, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Педагогам необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию дошкольника, выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.

Помощь детям с нарушениями речи в развитии эмоционально-волевой сферы необходима в большей степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Анализируя данную проблему, стало очевидным, что ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс» между эмоциональным и интеллектуальным, физическим и психическим благополучием. Исходя из этого, сложилась целая система работы, которая направлена на сохранение психического здоровья и достижение эмоционального благополучия детей-дошкольников с нарушениями речи.

Сегодня большая часть современных родителей и воспитателей живет в мире обилия информации, частью которой является информация о способах обеспечения быстрого и качественного развития ребенка. Также расширились возможности применения различных форм и методов, направленных на развитие ребенка. Поэтому повышенной активностью во взаимодействии взрослого с ребенком иногда можно достичь негативного эффекта настолько, насколько негативным бывает результат и от полного бездействия.

Логопеду в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать условия, способствующие: охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Изучение анамнеза и педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

Можно утверждать, что логопед является активными и необходимыми участниками системы работы, направленной на достижение эмоционального комфорта ребенка.

Ни для кого не секрет, что успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией многих принципов. Логопеду следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. В качестве ведущей деятельности детей дошкольного возраста признается игровая деятельность, что выдвигает определенные требования к педагогам и специалистам по организации коррекционной работы. Опираясь на эти требования, для достижения положительной динамики и успешного результата в работе с ребенком-логопатом необходима комплексность методов психологического воздействия, которая позволяет использовать как в обучении, так и воспитании детей с нарушениями речи.

Потребность ребенка в наличии чувства безопасности и уверенности – одна из самых важных потребностей в его жизни. Дома эту потребность обеспечивают ребенку в основном родители, но дошкольник, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит вне дома. Поэтому актуальность проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детского образовательного дошкольного учреждения в данном процессе мы считаем неизменно острой. Реализация данной потребности в дошкольном учреждении компенсирующей направленности обеспечивается проявлением заботы педагогов и специалистов, демонстрацией ему своего положительно-эмоционального отношения. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, способствует успешному коррекционному процессу. Помимо этого, педагоги обязаны сохранить и укрепить психофизическое здоровье ребенка, способствовать становлению образа «Я», формировать базовые качества личности. Зная, что любая работа дает стабильный результат только в том случае, если она проводится в системе, нами были представлены основные ее направления. Можно быть уверенным, что коррекционная работа с детьми с нарушениями речи должна быть ориентирована на психологическую защищенность ребенка и его эмоциональный комфорт.

Библиография.

Абрамян Л. А. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности. Одесса, 1990.

Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений, т. 4 – М., Педагогика, 1984.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М. : Воронеж, 1997

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб. : Евразия, 1999.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М. :Педагогика, 1988.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Журнал «Управление ДОУ», №10, 2011. - М. : ООО ТЦ Сфера.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Где живет злость» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с эмоциями злости, гнева. Формировать умение детей анализировать свои поступки и через игру преодолевать агрессивность.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Достижение эмоционального благополучия дошкольника с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной направленности
Опубликовано: 28 октября 2020 в 15:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Достижение эмоционального благополучия дошкольника с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кудрявцева (УИ 2454939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД