Анастасия Кудрявцева
Достижение эмоционального благополучия дошкольника с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.
И немало важным остается обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в дошкольном образовательном учреждении, именно это является одной и составляющей нормального психического развития личности.
Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «Эмоциональное благополучие – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных».
Публикация «Достижение эмоционального благополучия дошкольника с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной направленности» размещена в разделах
Л. С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка".
Сегодня педагоги все больше уделяют внимание на эмоциональное благополучие ребенка, которое является актуальной в период коррекции нарушений речи. В данном случае мы коснемся учителя-логопеда.
Интерес этот вызван тем, что сегодня тенденция проблем связанная с речевой деятельностью велика, стала популярна интеграция и инклюзия, поэтому контингент детей с нарушениями речи в общеобразовательных дошкольных учреждениях увеличился, также примем во внимание тот факт, что ПМПК носит рекомендательный характер и выполнять рекомендации или нет решает сам родитель, что увеличивает кол-во детей с речевой патологией в общеобразовательном учреждении.
Мы говорим, что при нарушении речи страдает и эмоциональная сфера ребенка, т. к влияние сверстников и окружающих взрослых проявляет давление и не каждый из детей дошкольного возраста способен понять «Почему у него получается, а у меня нет». При нарушении речи возможны нарушения внимания, памяти, анализа и синтеза и т. д, как вторично, так и первично.
Успешная педагогическая работа учителя-логопеда, приводит к сформированности знаний, умений, навыков, коррекции речевых нарушений, что в конечном итоге приводит к успешности в школьном обучении.
Внимание стоит уделить детям с тяжелыми нарушениями речи. Дети данной категории отмечаются своей эмоционально-волевой незрелостью. Эмоциональная сфера характеризуется психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбудимостью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций. Все это приводит к повышенному уровню тревожности.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) наблюдаются агрессивные состояния и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве. Поэтому, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки.
Педагогам необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию дошкольника, выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.
Помощь детям с нарушениями речи в развитии эмоционально-волевой сферы необходима в большей степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Анализируя данную проблему, стало очевидным, что ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс» между эмоциональным и интеллектуальным, физическим и психическим благополучием. Исходя из этого, сложилась целая система работы, которая направлена на сохранение психического здоровья и достижение эмоционального благополучия детей-дошкольников с нарушениями речи.
Сегодня большая часть современных родителей и воспитателей живет в мире обилия информации, частью которой является информация о способах обеспечения быстрого и качественного развития ребенка. Также расширились возможности применения различных форм и методов, направленных на развитие ребенка. Поэтому повышенной активностью во взаимодействии взрослого с ребенком иногда можно достичь негативного эффекта настолько, насколько негативным бывает результат и от полного бездействия.
Логопеду в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать условия, способствующие: охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Изучение анамнеза и педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.
Можно утверждать, что логопед является активными и необходимыми участниками системы работы, направленной на достижение эмоционального комфорта ребенка.
Ни для кого не секрет, что успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией многих принципов. Логопеду следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. В качестве ведущей деятельности детей дошкольного возраста признается игровая деятельность, что выдвигает определенные требования к педагогам и специалистам по организации коррекционной работы. Опираясь на эти требования, для достижения положительной динамики и успешного результата в работе с ребенком-логопатом необходима комплексность методов психологического воздействия, которая позволяет использовать как в обучении, так и воспитании детей с нарушениями речи.
Потребность ребенка в наличии чувства безопасности и уверенности – одна из самых важных потребностей в его жизни. Дома эту потребность обеспечивают ребенку в основном родители, но дошкольник, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит вне дома. Поэтому актуальность проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детского образовательного дошкольного учреждения в данном процессе мы считаем неизменно острой. Реализация данной потребности в дошкольном учреждении компенсирующей направленности обеспечивается проявлением заботы педагогов и специалистов, демонстрацией ему своего положительно-эмоционального отношения. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, способствует успешному коррекционному процессу. Помимо этого, педагоги обязаны сохранить и укрепить психофизическое здоровье ребенка, способствовать становлению образа «Я», формировать базовые качества личности. Зная, что любая работа дает стабильный результат только в том случае, если она проводится в системе, нами были представлены основные ее направления. Можно быть уверенным, что коррекционная работа с детьми с нарушениями речи должна быть ориентирована на психологическую защищенность ребенка и его эмоциональный комфорт.
Библиография.
Абрамян Л. А. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности. Одесса, 1990.
Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений, т. 4 – М., Педагогика, 1984.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М. : Воронеж, 1997
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб. : Евразия, 1999.
Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М. :Педагогика, 1988.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Журнал «Управление ДОУ», №10, 2011. - М. : ООО ТЦ Сфера.