Нина Жидкова
Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно психологическая наука рассматривает способности как условия успешного овладения деятельностью. Отсюда следует непосредственная связь деятельности и способностей, среди которых принято выделять общие и специальные: общие – для осуществления нескольких видов деятельности (например, ориентировка в пространстве, специальные – для соотнесения с каким - то одним видом (музыкальный слух). Разница между этими способностями относительна – и те, и другие формируются в процессе той деятельности, для которой необходимы. Для развития познавательных способностей дошкольное детство является сензитивным периодом. Поэтому воспитателям и родителям важно представлять себе логику этого процесса [1, с. 35].
Российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников Л. А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника – сенсорные, интеллектуальные, творческие. Сенсорными принято называть способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Как известно, восприятие – первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память, мышление, воображение [2, с. 56].
На втором этапе (в 3-4 года) происходит переход предэталонов в собственные эталоны. Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое имеет вполне определенное название. В частности, дети овладевают основными цветами спектра (красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым) как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных дидактических игр. Например, им можно предложить «спрятать» мышек от кошек (игра «Спрячь мышку», подбирая к разноцветным мышиным домикам дверки точно такого же цвета, что и домик, тогда домик не будет видно. В этом случае цвет домика – эталон восприятия цвета дверки (к красному домику подбирается точно такая же красная дверка).
Сенсорными эталонами формы выступают основные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, знакомство с которыми происходит также в игровой форме. Так, к детям могут прийти «гости» - фигурки – человечки, которых зовут Круг, Квадрат, Овал и так далее. Эти фигурки послужат эталоном при восприятии форм различных предметов.
Знакомя детей с эталонами цвета и формы, воспитатель с самого начала, называет их правильно, не добиваясь этого от самых ребят. Важно одно: выполняя какое-либо действие с предметом, ребенок должен учитывать его внешние качества. Слово приходит потом естественным путем и выполняет обобщающую и закрепляющую функцию. «Мне нужен красный шарик».
На третьем этапе овладения сенсорными эталонами (4-5 год жизни) дети знакомятся с разновидностями каждого свойства, систематизируют их. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра. Узнать их оттенки. Соответственно усложняются дидактические игры – например, предлагается задание завязать банты игрушечным медведям. Используя две ленты разной длины. Естественно, что из длинной связать бант легче, нежели из короткой, так как она еле сходится на шее мышки. Тогда анализируется условие, препятствующее достижению цели: лента коротка, надо подлиннее (к этому выводу дети прийдут, прикладывая ленты друг к другу). Таким образом, игровая ситуация помогает вычленять необходимый параметр величины – длину (на уровне восприятия) [4, с. 28].
Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действий по их использованию, которые называются перцептивными.
Кроме сенсорных, в структуру нормального умственного развития дошкольника входят также и интеллектуальные способности, необходимые для решения различных задач.
Мышление всегда предполагает решение какой-либо задачи. Если перед ребенком стоит цель: создать постройку, используя данный строительный материал, имеет место определенная задача. Если он просто играет в кубики, говорит о решении интеллектуальных задач нет оснований. Необходимо проанализировать, какие детали взять, как их расположить. Как показали психологические исследования, основное средство решения задач у дошкольников – наглядная пространственная модель: схемы, чертежи, планы [3, с. 12].
В основе развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают три типа таких действий. К первому относятся действия замещения, делящие мир на замещаемое и заместителей. В простом варианте они доступны уже трехлетним детям. Например, ребенок использует в игре вместо градусника палочку. Однако в дальнейшем в качестве заместителей все больше выступают не реальные предметы, а условные обозначения: кружки, квадраты, полоски различных цветов и размеров [1, с. 78].
Второй тип действий – использование самих моделей. В этом случае модель в ее готовом виде дает взрослый, задача ребенка – решить с ее помощью интеллектуальную задачу. Для этого необходимо за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает, уметь сопоставить отношения между заместителями с отношениями между реальными предметами [4, с. 3].
Третье, самое сложное действие наглядного моделирования – построение модели, осуществляемое самым ребенком. Вначале она строится по реальной ситуации, например, необходимо проанализировать уже готовую постройку (занятие по конструированию) и составить ее схему.
Кроме сенсорных и интеллектуальных, на протяжении дошкольного детства интенсивно развиваются творческие способности, непосредственно связанные с таким психическим процессом, как воображение. Необходимо при этом отличать воображение, подразумевающее направленность на решение определенной задачи (придумать сказку, создать художественную композицию, от свободных высказываний по типу «говорю, что в голову придет».
Таким образом, процесс развития познавательных способностей дошкольника (сенсорных, интеллектуальных, творческих) имеет определенную логику. Знакомство с ней позволяет за каждым действием малыша видеть определенный этап его развития. Такой подход дает возможность воспитателю не ограничиваться формальным проведением занятий, а подходить к образовательной работе осознанно, творчески, внося в нее новые, придуманные им самим элементы.