Светлана Демонова
Дошкольное образование детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование детей с ОВЗ
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Россией);
Публикация «Дошкольное образование детей с ОВЗ» размещена в разделах
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации);
региональные (правительственные и ведомственные).
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов
(принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации". Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей, закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья,
Среди ведомственных нормативных документов – приказов и писем министерства образования российской Федерации, обеспечивающих развитие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, следует выделить Письмо Заместителя министра минобрнауки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года "О коррекционном и инклюзивном образовании детей". В котором говорится о недопустимости формального характера развития инклюзивного образования детей с ОВЗ и о важности сохранения существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, с учетом того, что для части детей целесообразно будет обучение в этих учреждениях.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 42 Закона ФЗ "Об образовании в РФ", Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082). В соответствии с данным приказом Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций
Таким образом, мы видим, что достаточно большое количество организационных и содержательных моментов инклюзивной практики можно выстраивать с учетом уже существующей нормативно-правовой базы.
В детском саду функционирует 1 специализированная группа для детей с нарушением зрения. Дети зачисляются в специализированную группу на основании направления врача (офтальмолога, направления ПМПК, направления УО.
Категория детей, зачисленных в специализированную группу неоднородна: воспитанники с сенсорными нарушениями (косоглазие, амблиопия, артифакия, астигматизм, с неврологическим статусом (ЗПР, ММД, ПЦНС, речевыми нарушениями.
Коррекционная работа строится по принципу комплексного подхода: специалистами медицинского и педагогического блока. Врач - офтальмолог проводит осмотр 2 раза в месяц, назначает лечение, определяет рекомендации для родителей и педагогов.
Для оказания лечебной помощи оборудован кабинет охраны зрения, который оснащен аппаратами для коррекции остроты зрения: синоптофор, минобиоскоп, амблиотренер – для тренировки зрения при косоглазии, имеется таблица Зайцевой для определения остроты зрения у детей – дошкольников. Медсестра – ортоптистка ежедневно проводит лечение: коррекция зрения очками, окклюзия, занятия на аппаратах по назначению врача, гимнастика для глаз.
Взаимодействует с родителями воспитанников на предмет выполнения назначений врача, а именно своевременном выполнении физиотерапевтических процедур и соблюдение медикаментозного сопровождения.
Для эффективной медицинской помощи детям медицинские работники постоянно повышают квалификацию в РГМУ - факультет усовершенствования врачей. Также в Аттестационной комиссии при Ростовском областном училище повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Специалисты педагогического блока: старший воспитатель, учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель также повышают квалификацию на курсах ИПК и ПРО города Ростова на Дону, дистанционно по проблеме оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ. Педагоги оказывают консультативную помощь родителям по вопросам лечения, обучения и воспитания детей с нарушением зрения. В специализированной группе при проведении НОД педагоги используют дидактический материал крупный, яркий. Рассаживают детей в соответствии с окклюзией правого или левого глаза по отношению к дневному свету, если дневного света недостаточно, используются ламы дневного освещения. Обязательно проводится гимнастика для глаз. Педагог – психолог активизирует различные функции ЦНС, стимулирует все сенсорные процессы, повышает мотивацию к деятельности. Создавая положительный эмоциональный фон дети преодолевают нарушения эмоционально - волевой сферы. Приемами являются сказкотерапия, с-р игры, разыгрывание проблемных, жизненных ситуаций. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования. Учитель - дефектолог проводит коррекционно – развивающие занятия, направленные на развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики, социально - бытовой ориентации. Использует пальчиковые игры, игры с прищепками, ниткографию, выкладывание узоров из бросового материала, плетение резинками, аппликация из лоскутов.