Ирина Ленькина
Дошкольное и предшкольное образование через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу
▼ Скачать + Заказать документы
Ленькина Ирина Игоревна
Воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
г. округа г. Первомайск
irinalenkinai@gmail.com
На сегодняшний день приоритетным направлением российского образования стало выстраивание системы
дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу.
Структура предшкольного образования реализуется в различных формах, но должно представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания старших дошкольников, выполняющих функции социальной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки к школе. Речь идёт о формировании нового статуса дошкольного образования. Очевидно, этому должна предшествовать комплексная научно – практическая работа, которую не обходимо одновременно разворачивать на социальном, экономическом, правовом, организационно – управленческом и методическом уровне. Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в специально созданных условиях. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения, а не постигая учебные предметы. Ошибочно бытует мнение, что готовность детей к школе определяется умением читать, писать и считать.
Публикация «Дошкольное и предшкольное образование через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу» размещена в разделах
Успешность перехода ребёнка из детского сада в начальную школу в большой степени зависит от его психической подготовки к новому типу ведущей деятельности в школьный период – учебной. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются качества, являющиеся предпосылкой его развития в начальном школьном возрасте, ведь ученика ждет напряженный труд: ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания.
Первокласснику порой трудно сосредоточиться на уроках. Чтобы сделать это, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением. Правильно организовать свою деятельность, добиться успеха в ней намного легче школьникам, у которых достаточно развиты самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Именно поэтому о формировании этих волевых качеств также следует позаботиться еще в дошкольный период. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности как раз и закладывается в период дошкольного детства, точнее – в играх. Решающее значение имеют игры по правилам (дидактические – по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, игры по ФЭМП, по экологии; подвижные с ходьбой, бегом, прыжками, игры – состязания и др.). Именно в них ребёнок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся внутренними, непринудительными. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научится подчинять его определенной задаче. При переходе к школьному обучению – это учебные задачи. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребёнок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
Интеллектуальная готовность выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, уметь самостоятельно делать умозаключения, действовать по намеченному плану, проявлять инициативу, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечивает ребёнку высокий уровень обучаемости. Способен ли к этому дошкольник? Да, способен. Нужно, чтобы обучение уже в дошкольный период было не только информативным, но и развивающим. И очень важно, чтобы педагоги и родители ориентировались на «зону ближайшего развития» ребёнка, т. е. на то, что он сначала может сделать лишь с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Эта способность заложена в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно – ролевой игре. Поэтому мы создаем в детском саду условия для спонтанной творческой игры. Весь спектр сюжетно – ролевых игр и игрушки – заместители представлены в группах. Воспитатели, развертывая такие игры, как «Школа», «Театр» и др., стимулируют и развивают дошкольников.
Также одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуально – досуговые игры. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Познавательные досуги способствуют развитию познавательных психических процессов. Учитывая большую значимость интеллектуально – досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры – досуги по типу современных телевизионных интеллектуальных передач – таких как «Сто к одному», «Что, где, когда?», «О, счастливчик».
Интеллектуальные игры способствуют формированию умения самостоятельно мыслить, приобретать необходимые знания – всё это обеспечивает успешную подготовку детей к школе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы :
1. Предшкольное образование должно быть ориентировано на поддержание природной любознательности ребёнка, его желании учиться и достигать значимых целей, готовность работать в коллективе.
2. Именно дошкольное учреждение способно обеспечить оптимальный путь предшкольной подготовки, так как в них работают психологи;
Уровень профессиональной компетентности педагогов позволяет использовать широкий спектр методов и приемов личностно – ориентированного образования.