Лучший педагог года

Дошкольная гигиена

Грищенко Надежда Васильевна
Дошкольная гигиена
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольная гигиена

Работникам дошкольных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребёнка особенно важно, так как именно в период его становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения функции нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.

Публикация «Дошкольная гигиена» размещена в разделах

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов, где имелись робкие попытки обоснования специфического подхода к вопросам гигиены, диететики и патологии детского возраста. В течении многих веков все изменения, которые возникают в организме с возрастом, сводились лишь к количественным; считали, что детский организм – это взрослый в миниатюре.

Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека было начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н. П. Гундобиным. Профессор и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма. Данные исследований были обобщены Гундобиным в монографии «Особенности детского возраста» (1906). Она и в настоящее время не потеряла своей научной ценности.

Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают органы чувств – рецепторы, состоящие из большого числа чувствительных клеток и связанных с ними вспомогательных приспособлений, например глаз, ухо.

В дошкольной гигиене оценка любого фактора среды определяется тем, какое влияние он оказывает на процессы развития и состояние здоровья детей, так как здоровье, работоспособность и продолжительность жизни взрослого человека в значительной степени определяется его здоровьем в детстве.

Исследования возрастной анатомии и физиологии дали весьма существенные практические результаты. Большие успехи достигнуты в области предупреждения различных детских заболеваний, значительно снизилась детская смертность, учебно-воспитательные мероприятия в настоящее время разрабатываются на научной основе. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения в необходимости знания закономерностей развития детского организма для тех, кто участвует в воспитании детей.

Большое внимание должно уделяться обучению ребенка в дошкольном возрасте правилам личной гигиены, воспитанию у него привычек к чистоте и опрятности. Если родители, постепенно приучая ребенка к аккуратности, позволяют ему делать что-то самостоятельно, то уже к трем годам ребенок может без их помощи мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды. Если же до трех лет ребенку не привиты основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать.

Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребенка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. К гигиеническим навыкам относится и внимание к своему внешнему виду. Ребенок не должен ходить со спущенными чулками или расстегнутыми сандалиями, в грязной одежде. Он обязан сам исправить небрежность в туалете или обратиться за помощью к взрослому.

При отсутствии целенаправленного воспитания полезных трудовых и гигиенических навыков могут возникнуть вредные привычки. Некоторые из них являются следствием неправильного ухода за дошкольниками. Если ребенку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинными и обламываются. Ребенку это неприятно, и он начинает их обкусывать. Постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка. У ребенка, не приученного пользоваться носовым платком, в носовых ходах образуются корочки, которые он пытается отковырнуть пальцем. Повторение таких действий формирует привычку ковыряться в носу.

Дошкольная гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности, дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоническое развитие и правильное воспитание в дошкольном учреждении.

Анализаторы

Деятельность органов чувств объективно выражается в возникновении возбуждения в их рецепторных образованиях, а субъективно она проявляется в ощущении. Однако для возникновения ощущения необходимо, чтобы возбуждение от органов чувств было передано по афферентным путям в центральную нервную систему. Исходя из этого, И. П. Павлов ввел в физиологию понятие анализатора, под которым понимают всю совокупность анатомических образований, деятельностью которых определяется возникновение ощущений.

Названия анализаторов соответствуют названиям органов чувств, выделяют: зрительный; слуховой; обонятельный; вкусовой; кожный.

Кроме того, выделяют двигательный анализатор, периферической частью которого являются рецепторы мышц, сухожилий, суставов, внутренний анализатор, воспринимающая часть которого представлена рецепторами внутренних органов, и вестибулярный анализатор, рецепторы которого приходят в состояние возбуждения при изменении положения тела. Согласно исследованиям И. П. Павлова в корковом отделе анализатора следует выделять центральное ядро и периферию, включающую так называемые рассеянные элементы. При удалении центрального ядра становится невозможным сложный анализ и синтез раздражений.

Анализатор состоит из функционально связанных между собой отделов:1) периферического; 2) проводникового; 3)коркового.

Значение анализаторов заключается в следующем:

- обеспечивают восприятие окружающего мира через ощущения;

- обеспечивают саморегуляцию функций в организме (внутренние анализаторы);

- на ранних этапах постнатальной жизни информация, поступающая через органы чувств, обеспечивает нормальное психическое развитие;

- сенсорная информация извне обеспечивает активизацию мозга, а значит бодрствование организма.

Рецепторные образования в зависимости от структурной организации делят на первичные и вторичные.

К первичным относят рецепторные образования обонятельного, кожного и двигательного анализаторов. Они образуются волокном сенсорного (чувствительного) нейрона, которое непосредственно подвергается раздражению.

К вторичным рецепторам относят: вкусовые, зрительные, вестибулярные. Для них характерно, что раздражение действует не непосредственно на окончание отростка сенсорного нейрона, а на особые структуры – специализированные рецептирующие клетки.

Для каждого анализатора характерно наличие рецептивного поля. Чем больше рецептивное поле, тем большее количество рецепторных элементов приходится на одно нервное волокно и соответственно на одну нервную клетку. С величиной рецептивного поля связана чувствительность к действующему раздражителю.

Для всех рецепторных образований характерна спонтанная, или самопроизвольная, активность. Она проявляется в генерации ПД (потенциал действия) без нанесения раздражителей.

Различные рецепторы реагируют на раздражения по-разному. Так в одних волокнах зрительного нерва импульсы возникают в ответ на включение раздражителя, в других – только на выключение, а в третьих – и на включение, и на выключение, т. е. на изменение интенсивности раздражения.

Помимо клеток, реагирующих на включение и выключение раздражителя, существуют другие самые разнообразные типы клеточных образований, которые способствуют анализу раздражений уже на периферии анализатора.

Для деятельности анализатора характерно наличие торможения уже в периферическом его отделе. Торможение в рецепторных образованиях органов чувств, способствует периферическому анализу раздражений. Так, в зрительном анализаторе оно обеспечивает контрастность изображения путем подчеркивания линий и контуров предметов.

Всем рецепторам свойственна адаптация к действующему раздражителю. Адаптацией называют снижение чувствительности анализатора к постоянно действующему раздражителю. Раздражитель, действующий постоянно, перестает раздражать. Механизм адаптации в каждом анализаторе может иметь свои особенности, но для всех анализаторов характерно, что чувствительность его рецепторного отдела изменяется под воздействием эфферентных импульсов, приходящих из центральной нервной системы. В разных рецепторах скорость адаптации неодинакова. Очень быстро возникает адаптация в рецепторных образованиях глаза и уха, а в двигательном анализаторе ее скорость невелика, так как постоянная импульсация от рецепторов мышц необходима для коррекции движения.

Гигиена кожи

Кожа - сложный орган, выполняющий множество защитно-оборонительных функций. Она защищает кровь от проникновения в неё химических веществ, предотвращая отравление организма, исполняет роль регулятора температуры тела, охраняя организм от перегрева и переохлаждения.

Функциональное нарушение 30-50% кожного покрова, при отсутствии специальной медицинской помощи, приводит к гибели человека.

На 1кв. см кожи имеется примерно 25 точек - тактильных анализаторов, воспринимающих ощущения, возникающие при воздействии на кожную поверхность различных механических стимулов (прикосновение, давление). Кроме этого на коже имеются неравномерно распределённые анализаторы, воспринимающие боль, тепло и холод.

С момента рождения ребенка и до 6 лет порог болевого раздражения уменьшается в 8 раз.

Температурная чувствительность свойственна организмам, обладающим постоянной температурой тела, достигаемой терморегуляцией. Температура кожи ниже внутренней температуры тела (примерно 36,6°С) и различна для отдельных участков (на лбу 34-35°С, на лице 20-25°С, на животе 34°С, на стопах ног 25-27°С).

В коже человека находятся два вида анализаторов температуры: одни реагируют только на холод, другие - только на тепло. Всего на коже около 30 тысяч тепловых точек и примерно 250 тысяч точек холода.

Порог различительной чувствительности изменения температуры составляет примерно 1°С. Время, необходимое для ощущения температуры, находится в диапазоне от 0,28 до 1,60 секунды. Температурные анализаторы, защищая организм от перегрева и переохлаждения, помогают сохранять постоянную температуру тела.

Возрастные особенности строения кожи

1. Кожа детей внешне отличается от кожи взрослых бархатистостью, мягкостью, более розовым светлым цветом.

2. Эпидермис значительно тоньше, разделение на слои довольно четкое. Шиповатый и зернистый слой имеют меньшее количество рядов, роговой слой более рыхлый. У детей меньше меланоцитов, в связи с чем снижено пигментообразование.

3. Дерма тоньше, коллагеновые ретикулярные волокна более нежные, эластическая сеть выражена слабее.

4. Капиллярная сеть кожи детей выражена лучше, просветы более широкие.

5. Волосяные фолликулы развиты хорошо.

6. Сальные железы развиты недостаточно.

7. Потовые железы более развиты, чем у взрослых.

Все эти особенности необходимо учитывать при уходе за кожей детей. Гигиена кожи имеет большое значение в профилактике не только кожных, но и других заболеваний, особенно желудочно-кишечных.

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки Взятые грязными руками съеденные продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть руки перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином, смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым кремом.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: расчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Все средства, используемые для ухода за кожей ребенка, должны отвечать основным требованиям: это нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими. В состав детской косметики традиционно входят натуральные растительные экстракты (ромашка, календула, череда, алоэ и др.) и масла (миндальное, масло жожоба и др., а также витамины. Благодаря этим компонентам детская косметика увлажняет и успокаивает кожу, защищает ее от агрессивной микробной среды, в которую попадает ребенок после рождения. Каждое средство для ухода обладает направленным действием, поэтому бессистемное использование этой косметики может быть просто бесполезно. Кроме того, рекомендуется использовать средства из одной и той же линии детской косметики, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.

Список использованной литературы

1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна

Публикации по теме:

«Кадриль дошкольная». Танец для выпускного бала Кадриль (дошкольная) для выпускного бала Проигрыш: мальчики стоят напротив девочек (на расстоянии 8 шагов) 1 куплет: Идут медленно навстречу.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах» (старшая дошкольная группа) Цель: научить детей автоматизировать звук (Ш) в слогах, в словах. Задачи: - Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат,.

Частушки «Наша интересная дошкольная жизнь» Русская народная песня любима всеми. В песнях передавались настроения, чувства. Недаром говорят, что песня- это душа народа. Следует выделить.

Мероприятие «Малая дошкольная олимпиада» (Звучит спортивный марш. Входят команды, встают полукругом. Заходят дети маленького роста с флажками и образуют второй полукруг). Ведущий:.

Особенности взаимодействия в системе «дошкольная образовательная организация — семья» .

Проект «Этот День Победы» дошкольная группа 4–5 лет Тип проекта: творческий. Проект краткосрочный – одна неделя. Участники проекта: дети 4 -5 лет, воспитатели, родители. Цель проекта: сформировать.

Режим певца и гигиена голоса В понятие певческой культуры входят не только правила и законы голосоведения, вокально-разговорные и исполнительские требования. Достаточно.

Сценарий выпускного в детском саду «Прощай, дошкольная страна!»Сценарий выпускного в детском саду «Прощай, дошкольная страна!» «Прощай, дошкольная страна!» Звучат фанфары, в зал входят ведущий. Ведущая: — Всегда в последних числах мая у нас в саду переполох, Ведь.

Дошкольная педагогика «Современные подходы в образовании» СОВРЕМЕННЫЕ ПОХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ Содержание дошкольного образования позволяет формировать основу развития личности человека, оно многоаспектно.

Фотоотчет «Занятие по лепке «Радуга-дуга» (младшая дошкольная группа)Фотоотчет «Занятие по лепке «Радуга-дуга» (младшая дошкольная группа) Занятие по лепке «Радуга-дуга» (фотоотчет) младшая дошкольная группа (дети 3-4 лет) Врозь цвета найти не сложно В ягодах, в траве, в реке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольная гигиена
Опубликовано: 12 января 2019 в 20:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольная гигиена» (включая файлы) размещена пользователем Грищенко Надежда Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД