Ирина Муравьева
Особенности взаимодействия в системе «дошкольная образовательная организация — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия участников образовательных отношений (педагогов, родителей, воспитанников) находится в центре внимания психолого-педагогических исследований и практики работы дошкольных образовательных организаций (А. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. А. Бодалев, В. И. Загвязинский, Т. Н. Доронова, М. В. Крулехт, М. Н. Полякова, др.). Различные аспекты и особенности взаимодействия с семьей изучались Н. Н. Авдеевой, Е. П. Арнаутовой, Е. В. Бондаревской, Ю. А. Гладковой, Т. Н. Дороновой, Т. В. Кротовой, Т. А. Куликовой, Г. М. Ляминой, С. Ю. Мещеряковой, В. С. Мухиной и другими учеными.
Публикация «Особенности взаимодействия в системе „дошкольная образовательная организация — семья“» размещена в разделах
Учеными предлагаются различные модели взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, основанные на различных концептуальных и организационно-деятельностных аспектах сотрудничества (Н. С. Даведьянова, Е. С. Евдокимова, М. В. Крулехт, др.).
Евдокимова Е. С., раскрывая процесс управления продуктивным взаимодействием детского сада и семьи, предлагает цикличную систему и содержательно описывает семь фаз, обогащающих процесс взаимодействия новым содержанием, оказывающим влияние на развитие активности и ответственности, как педагогов, так и родителей [5].
Первая фаза направлена на ознакомление с теми достижениями в воспитании ребенка, которые существуют в семье и дошкольной образовательной организации. Обеспечивается активным восприятием, анализом, оценкой.
Вторая фаза предполагает исследование и обсуждение ожиданий, позиций, ролей, функций, связанных с решением воспитательных задач.
На третьей фазе согласовываются точки зрения родителей и педагогов по результатам исследования и осуществляется прогноз развития и перспективы во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи. Данный этап предполагает проявление ответственности каждой из сторон.
На четвертой фазе составляется договор о сотрудничестве дошкольной образовательной организации и семьи.
На пятой фазе разрабатываются программы и планы взаимодействия в проблемном поле воспитания дошкольников.
Шестая фаза предполагает непрерывный мониторинг за процессом взаимодействия. Обеспечивается анализом, оценкой, уточнением программы и плана взаимодействия.
Седьмая фаза является рефлексивной и направлена на осуществление критического анализа и оценку результатов взаимодействия. Предполагает осознание роли участников взаимодействия.
Как отмечает автор, реализация каждой фазы цикла предполагает совместную деятельность педагогов и родителей, поскольку участники образовательных отношений должны быть нацелены на достижение общего результата; обеспечивать взаимоподдержку при решении проблем; сохранять оптимизм и доброжелательность отношений в ситуациях проблемы [5].
В исследованиях М. М. Абрелевой, Н. Ф. Виноградовой, В. П. Дубровой, Г. Н. Зверевой, Л. М. Клариной, А. А. Петрикевича, В. А. Петровского и других исследователей показано, что система взаимодействия с родителями может строиться как динамичный, последовательный и поэтапный процесс, на каждом этапе которого используются определенные формы и методы работы в зависимости от решаемых задач.
На первом этапе продумывается модель сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, что предполагает социально-психологическую подготовку педагогов к осуществлению личностно-делового общения посредством формирование мотивации на эмоционально-положительную коммуникацию, доброжелательные, уважительные взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса.
На втором этапе устанавливаются межличностные отношения с родителями, что обуславливает работу по формированию положительного образа ребенка; созданию интереса на предстоящее сотрудничество и потребности в доверительно-деловых контактах. Для этого применяются различные социометрические исследования, психолого-педагогические диагностики, раскрывающие особенности развития ребенка, его положение в группе сверстников, выявляются успехи и трудности. Важным условием взаимодействия на этом этапе является позиция педагога как «советника», которому важна точка зрения родителей.
На третьем этапе у родителей необходимо сформировать полный образ своего ребенка и адекватное его восприятие. Это предполагает конкретные формы и методы сотрудничества по приобретению родителями новых психолого-педагогических знаний. На этом этапе педагог знакомится с условиями жизни ребенка в семье и выявляет те проблемы, которые могут негативно отразиться на его адаптации.
Четвертый этап предусматривает более активную роль родителей в диалоге с педагогом по вопросам воспитания ребенка и имеющимся проблемам, поскольку предполагается, что в результате первых трех этапов у родителей сформировано доверительное отношение к педагогу и дошкольной образовательной организации в целом.
На пятом этапе проводится совместное исследование личности ребенка с целью определения перспективных линий его развития; согласовываются мнения (педагогов, родителей) и вырабатывается единая позиция на воспитание ребенка.
М. В. Крулехт предлагается трехступенчатая модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в целях личностного развития ребенка в процессе организации посильной повседневной трудовой деятельности. Первая ступень предполагает создание общей установки на совместное решение задач целостного развития ребенка. Вторая ступень – выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребенка к труду как ценности. На третьей ступени реализуется единый, согласованный, индивидуальный подход к ребенку, обеспечивающий максимальное развитие его личностного потенциала и целостного развития как субъекта детской деятельности [6].
Современная теория и практика дошкольного образования предлагает и описывает такие модели взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, как: «ребенок-ребенок, «родитель-ребенок», «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «педагог-педагог»
В рамках нашего исследования важно рассмотреть особенности взаимодействия в системе «педагог-родитель», поскольку характер устанавливающихся между ними взаимоотношений во многом определяет особенности воспитания и развития ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.
Согласно исследованиям, взаимодействие педагогов и родителей можно рассматривать как продуктивное (конструктивное) и непродуктивное.
Продуктивный тип взаимодействия обеспечивает наибольшую эффективность при установлении отношений, способствуя повышению доверия и раскрывая потенциальные возможности участников совместной деятельности.
Непродуктивный тип взаимодействия снижает качество формирующихся и развивающихся отношений субъектов взаимодействия, вызывая конфликт и сопротивление сторон.
Оценка типа доминирующего стиля взаимодействия может осуществляться в соответствии со следующими критериями:
- наличие позиции при взаимодействии (уважение и признание прав каждого либо завышенная самооценка собственных приоритетов);
- наличие и выработка общих (совместных) целей или доминирование целей одного из участников взаимодействия без учета интересов другой стороны;
- равноправное/не равноправное распределение ответственности между участниками взаимодействия;
- характер отношений, складывающийся между участниками взаимодействия в различных ситуациях, в том числе проблемных и конфликтных: доброжелательные и уважительные или преобладают раздражительность, упрямство;
- функционирование механизма идентификации/обособления между партнерами.
Важно подчеркнуть, что любая модель взаимодействия с родителями направлена на реализацию конкретной идеи воспитания, отражающей взаимосвязь между тем воспитанием, которое получили родители в детстве и воспитанием их ребенка; обеспечивает процесс самопознания и саморазвития родителей в проблемных вопросах воспитания и обучения детей, формирования доброжелательных и позитивных отношений, др. В результате создается единое коммуникативное пространство, обеспечивающее общность целей, содержания и способов взаимодействия по сопровождению процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Характер взаимодействия субъектов отношений зависит от преобладающей стратегии взаимодействия : сотрудничества, соперничества, доминирования, конкретизация которых зависит от условий, содержания, методов и типов эмоционально-межличностных отношений участников образовательного процесса (Шакуров Р. Х.).
Как показывают исследования, основой взаимодействия современной дошкольной образовательной организации и семьи является сотрудничество, со-участие родителей и педагогов в достижении единых целей, в нашем случае – эффективности сопровождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Сотрудничество, как ведущая стратегия взаимодействия педагогов и родителей, в наибольшей степени соответствует принципам гуманной педагогики и характеризуется:
- заинтересованностью и паритетными (равноправными) отношениями, учитывающими личностные и профессиональные качества, образовательные интересы и запросы;
- наличием общих интересов, целей способов взаимодействия на основе взаимного доверия, уважения друг к другу;
- активным включением всех участников в совместную деятельность на основе взаимного содействия и диалога.
Как подчеркивает В. Л. Малашенкова, диалоговая форма взаимодействия обеспечивает совместную и согласованную деятельность участников отношений, оказывающей влияние на ее успешность для достижения результата; единство мотивации, цели, организации и руководства [7].
Таким образом, основой взаимодействия-сотрудничества педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей является диалоговая форма общения, что обуславливает овладение демократическим стилем общения, поскольку именно данный стиль обеспечивает, с одной стороны, сохранение статуса всех субъектов отношений, а с другой, его повышение и развитие.
Список литературы:
1. Белинова Н. В., Бичева И. Б., Красильникова Л. В., Ханова Т. Г. Научно-исследовательская работа магистрантов, учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2017.
2. Бичева И. Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический институт. Нижний Новгород, 2003.
3. Бичева И. Б., Терехина А. Е., Удовика А. В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6-10.
4. Виноградова Н. Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. М: СПУТНИК, 2010. С. 123.
5. Евдокимова Е. С. Управление взаимодействием детского сада и семьи // Управление ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008. № 5.
6. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 204 с.
7. Малашенкова Л. В. Общественное и семейное взаимодействие : методологический и исторический аспект. URL : https://school2100.com/upload/iblock/7e1/Malashenkova.pdf (дата обращения : 25.09.2017).
8. Царева О. С., Кулешова С. С., Бичева И. Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.