Юлия Смирнова
Дополнительное образование в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время технический прогресс движется с космической скоростью. Развитие науки и промышленности диктует наличие у каждого человека технического склада ума, умения планировать, анализировать, а также креативности в работе и стремления созидать. Эти качества личности закладываются еще в дошкольном возрасте. Основная образовательная программа МДОУ (далее – ООП) не всегда может охватить все любимые детьми виды деятельности.
Публикация «Дополнительное образование в ДОО» размещена в разделах
Последние нормативные документы в области образования позволили расширить спектр дополнительных образовательных услуг в ДОО, что дало возможность организовать работу большего количества развивающих кружков в детском саду, как на безвозмездной основе, так и на основе платной.
Одним из таких детских объединений стал кружок лего-конструирования «Самоделкин», деятельность которого осуществляется на бесплатной основе в соответствии с дополнительной программой.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности разработана в соответствии с актуальными нормативно - правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольных образовательных организаций, принципами ФГОС дошкольного образования, а также в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 6-7 лет.
Вышеуказанная Программа кружка лего-конструирования «Самоделкин» последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых интегрированных тематических занятий позволяет познакомить детей с возможностями лего-конструктора, научить их строить сначала простые, а затем более сложные модели, мотивировать на самостоятельное создание своих, придуманных построек. Программа помогает педагогам целенаправленно формировать у дошкольников умение пользоваться инструкциями, схемами, развивать пространственное воображение, техническое мышление.
Программа включает в себя несколько разделов: пояснительную записку, учебный план, содержание, методическое обеспечение, список литературы, календарный учебный график и приложение. В пояснительной записке, как того требуют методические рекомендации, раскрыты следующие пункты: направленность, актуальность, цели и задачи Программы, ее отличительные особенности, адресат, объем и срок усвоения материала, особенности организации образовательного процесса и режим, периодичность и продолжительность занятий, формы обучения, аттестации, отслеживания и фиксации результатов, предъявления и демонстрации результатов, планируемые результаты, обеспечение материально – техническое, информационное и кадровое. В приложении размещены критерии оценки уровней сформированности навыков, развиваемых у дошкольников в ходе реализации программы и таблица для фиксации результатов педагогической диагностики.
В течение 2018-2019 учебного года в дошкольной группе 6-7 лет двумя педагогами по подгруппам велась кружковая работа по лего – конструированию. Ребята не только познакомились с приемами соединения деталей разных видов конструктора «Лего», но и в ходе тематических занятий по блокам: «Наша группа», «Наш участок», «Мой двор», «Улица полна неожиданностей», «Украшаем наш город», - учились любить свою малую Родину, родной город. Вводное и заключительное занятие включали в себя педагогическую диагностику, которая на конец года показала значительное повышение уровня сформированности навыков (с 52% до 92%).
В блоке «Наша группа» дошкольники учились разными способами и из разных видов «Лего» собирать предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф, полку, а также фигуры мальчиков и девочек.
Блок «Наш участок» научил детей собирать модели песочницы, лавочки/ скамьи, веранды, домика, горки, качелей, цветов и деревьев, всего того, что размещается на прогулочном участке детского сада.
Блок «Мой двор» познакомил ребят с тем, как можно собрать из конструктора родной двор (детскую площадку, а также микрорайон (одноэтажный и многоэтажный дом, разные магазины и торговые центры).
Следующий блок «Улица полна неожиданностей» напомнил дошколятам о том, как опасна улица, по которой едут машины, о функциях светофора и дорожных знаков, а также о видах транспорта. Дети научились собирать по схемам модели светофора, самоката и велосипеда, легковой и грузовой машин, воздушного и водного транспорта.
Блок «Украшаем наш город» включил в себя такие темы занятий, как
«Улицы города», «Наш любимый детский сад», «Строим парк развлечений», «Строим зоопарк (дикие животные)». В ходе работы по этим темам ребята не только закрепили знание достопримечательностей родного города, но и придумали, как можно его украсить и сделать более цветущим и красивым.
Ряд кружковых занятий был освещен на сайте МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА». На некоторых занятиях присутствовали родители обучающихся, которые также с увлечением собирали предложенные педагогами модели и помогали ребятам составлять общие конструкции/ композиции.
Некоторые работы детей были отправлены на конкурсы различных уровней, где наши дети стали не только участниками, но и победителями и призерами.
Работа руководителей кружка лего – конструирования «Самоделкин» показала, что систематическое ведение занятий с конструктором развивает не только конструктивные и дизайнерские способности, но и речь, и умение работать в коллективе, и другие качества личности дошкольника, которые пригодятся ему при дальнейшем обучении в школе.