Евгения Вадимовна Саранина
Дополнительное образование как средство приобщения детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Публикация «Дополнительное образование как средство приобщения детей к русской народной культуре» размещена в разделах
В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств, нравственных ценностей общества и приобщение к русской народной культуре.
Дошкольники легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного приобщения детей к русской народной культуре. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни дошкольников является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма и приобщения детей к русской народной культуре. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о культуре своего народа, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Актуальность: Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Задачи воспитания патриотических чувств, приобщения детей к русской народной культуре очень сложны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких средств является дополнительное образование, именно оно на практике позволяет применять принципы соразвития, креативности, открытости.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком мало. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у нас педагогов чаще всего нет соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не даёт возможности реально приобщать детей к русской народной культуре.
Эти проблемы могли бы быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениях разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется большая грамотная переработка материала.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Различные исследования говорят о том, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания истории своей страны, ее культуре, традициях и обычаях. Поэтому и возникла необходимость в разработке рабочей программы по дополнительному образованию для проведения кружка «Светелка» по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Целью дополнительного образования : является создание условий для активного приобщения дошкольников к культурным традициям русского народа в соответствии с их возрастными возможностями.
Задачи
Воспитательные:
• создать условия для формирования у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
• способствовать развитию навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
• воспитание коллективизма;
Развивающие:
• расширение кругозора дошкольников;
• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
• создать условия для ознакомления детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
• ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников
• создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, хороводных игр.
• способствовать ознакомлению с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. У нас в группе организован центр по патриотическому воспитанию. В рамках, которого оформлена «Русская горница». Она находится в групповой комнате, где размещены такие предметы: прялка, лавочка, полка с деревянной расписной посудой, а также деревенская утварь (ухват, горшки). Имеются вышитые салфетки, полотенца, вышитая картина. Родители сшили русские народные костюмы. Девочкам - сарафаны и кокошники, а мальчикам разноцветные однотонные рубашки. «Русская горница» постоянно пополняется новыми экспонатами посуды, столовыми приборами, самоткаными половиками, а также художественной литературой (русские народные сказки, стихи, потешки, прибаутки, пословицами).
Создание «Русской горницы» в нашей группе с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения дошкольников к культурным традициям русского народа.
«Русской горницы» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Она расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей о культурных традициях русского народа.
Детям очень нравится, когда кружковая деятельность проходит в «горнице». Дошкольники с удовольствием расписывали деревянные досточки городецкой росписью. Лепили из глины и расписывали дымковских барышень в подарок мамам к 8 марта. Принесенные деревянные ложки расписали хохломой, а учила этому хозяйка «горницы», роль которой исполнял педагог.
Знакомя с обычаями наших предков в «Русской горнице» разучили калядные песни. Знакомя детей с культурой русского народа организовали «Рождественские колядки».
На «Деревенских посиделках» дети стали участниками народных праздников, разучили русские народные хороводы, которые исполняли в народных костюмах, народные игры, заклички. Роль хозяйки «Русской горницы» исполняла девочка.
Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают народные праздники и традиции «Покров», «Коляда», «Масленица», «Красна горка» и др. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Наши дети долго ждали и готовились к народному празднику «Масленица». Хозяйка «горницы» Альбина рассказала историю возникновения этого праздника, его значения в жизни наших предков. Дети с удовольствием исполняли русские народные песни про «Масленицу», играли в народные игры, «катались на карусели», посмотрели используя мультимедия обряд сжигания «Масленицы» на площади. Закончился праздник чаепитием с блинами. Хозяйка «горницы» Альбина предлагала детям разное варения. Наблюдая за детьми, мы видим, что девочки нашей группы с удовольствием могут нарядиться в сарафаны и кокошники. На прогулке часто играют в русские народные игры и могут вечером в свободное время петь русские народные песни. Благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, эмоционально окрасила работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
В работе по приобщения детей к русской народной культуре особое место отводится произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусств. Особое место отводится произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
В своей работе используем разные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя воспитанников с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В результате реализуемой работы по приобщению детей к русской народной культуре, является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания, на конец учебного года 86% детей используют приобретенные знания о народной культуре на практике : проявляют интерес к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знают календарно-обрядовые праздники, народные игры, принимает в них участие; имеют представления о народных промыслах и их характерных особенностях; произведения устного народного творчества (сказки, потешки, поговорки, пословицы, считалки); умеют связно, последовательно и выразительно их пересказывать.
Таким образом, данная система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Практика показала, что дополнительное образование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс - более эффективным.
Список литературы:
1. С. И. Мерзлякова «Фольклорные праздники для детей дошкольного возраста»;
2. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. Ярославль: Академия развития: Академия Ко: Академия Холдинг, 2000.
3. Праздники, обряды, традиции / Сост. Б. Марьянова. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Просвещение, 1965.
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
5. Тульцева Л. А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М. : Знание, 1990.