Лидия Маметьева
Из опыта работы «Этнохудожественное образование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Этнохудожественное образование в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края
Подготовила: воспитатель д/с №40 «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края Маметьева Л. С.
Приоритетным направлением деятельности в художественном обучении дошкольников является этнохудожественное образование, то есть приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством различных видов деятельности. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.
Публикация «Из опыта работы „Этнохудожественное образование в ДОУ“» размещена в разделах
Работа в нашем учреждении направлена на формирование базовых представлений о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно приобщение детей к народной культуре.
Для реализации данного направления создана соответствующая развивающая среда в учреждении. Функционирует комната-музей «Русская изба», посвященная истории русского быта. Экспозиция содержит имитацию русской печи, предметы обстановки (скамьи, сундук, стол, прялка, ухват, самовар и т. д., предметы прикладного искусства (самотканые коврики, кружевные салфетки, лоскутное покрывало, вышитые полотенца, народные игрушки).
Традиционным является проведение народных праздников в детском саду: Масленица, Пасха, Ярмарка, Русские посиделки и другие.
Данные мероприятия открывают широкие возможности для использования всего богатства русской культуры: устного народного творчества, народных игр, музыкальных произведений, национальных русских костюмов и героев народной литературы и истории.
В рамках проекта «От Руси к России» в нашей (2 младшей) группе был создан мини-музей «Русь», содержащий дидактический и наглядный материал, изделия народных промыслов, выполненные или предоставленные руками педагогов, детей и родителей, а также уголок русского быта, где был представлен макет внутреннего убранства деревенской избы.
В ходе реализации проекта дети погружались в старину: знакомились с малыми формами фольклора; играли в русские народные игры, знакомились с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимали участие в фольклорных праздниках.
Разнообразны формы этнохудожественного образования в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края. Это не только комплексные занятия, проходящие по темам: изобразительные виды декора, народный орнамент (Дымка, Хохлома, Гжель, Жостово и др,
лепка народных игрушек, аппликация народных орнаментов,
но и формы работы с детьми, с помощью которых создаются благоприятные условия по изучению дошкольниками народного искусства своего региона. Все это поможет детям как можно больше узнать о декоративно прикладном искусстве, в том числе и своего края, при этом взрослые являются проводниками этих знаний в детскую среду. Немаловажным фактором является то, что основная образовательная программа дошкольного воспитания нацелена на включение регионального компонента, на интегративное ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством России, в тесной связи с развитием речи, с явлениями культурно-социального мира, математикой, литературным чтением.
В каждой группе созданы уголки с краеведческим материалом, рассказывающий о многогранном и сомобытном творчестве коренных жителей камчатского края.
В апреле 2015 года проходил педсовет-практикум по поликультурному воспитанию дошкольников.
Таким образом, в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края этнохудожественному образованию уделяется большое внимание. Этнохудожественное образование дошкольников значительно продвигает их познавательно-творческое развитие, расширяет возможности овладения этнокультурным опытом. У дошкольников воспитывается интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными традициями Россию. Педагогами собран и обобщён в картотеки разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, подборки народных игр по возрастным категориям, изготовлены атрибуты к народным играм, элементы к подвижным и малоподвижным народным играм.