МАРИНА ОВЧИННИКОВА
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей дошкольного возраста «Занимательная математика» направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Пояснительная записка
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения, можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования направлена на формирование познавательных интересов и действий ребёнка в соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 и Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Целевые установки:
1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, формах предметов, размерах.
2. Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
3. Усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
4. Развивать творческие способности.
Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся с воспитанниками средней группы во второй половине дня 1 раз в неделю в течение 8 месяцев учебного года (с октября по май). Длительность одного занятия составляет 20 минут. За один образовательный цикл проводится 21 занятие. Для успешной реализации программы дети будут работать по подгруппам 9 человек.
Формой подведения итогов является итоговая игровая деятельность в конце учебного года.
Формой контроля – наблюдение занятий.
Прогнозируемый результат
1. Более высокий уровень развития мыслительных умений.
2. Дети будут более активными, инициативными, внимательными.
3. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
4. Дети научатся соблюдать правила в играх.
5. У детей появится интерес к играм с блоками Дьенеша.
Специфика программы
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.
Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.
Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Блоки Дьенеша- прекрасный инструмент для развития мышления детей.
Также программа включает комплекс игровых заданий и упражнений. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с блоками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение, самоконтроль.
Учебный план кружка «Занимательная математика»
1 полугодие 10занятий 3 ч. 20 мин
2полугодие 15 занятий 5 ч.
Итого за 1 год обучения 25 занятий 8ч. 20 мин.
Перспективный план кружка «Занимательная математика» на 2020-2021 гг.
№ Тема Цели, краткое описание. Материал, используемая литература Количество часов
Октябрь
1
2 Игра с одним обручем и блоками Дьенеша Закрепить умение упорядочивать геометрические фигуры по цвету и форме Блоки Дьенеша, обруч приложение Игры с блоками Дьенеша
20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
3
4 Игра с одним обручем и блоками Дьенеша
Закрепить умение упорядочивать геометрические фигуры по толщине и размеру Блоки Дьенеша, обруч, приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
Ноябрь
5
6 Игра с двумя обручами Формировать умение правильно упорядочивать фигуры в обручах в зависимости от задания
Блоки Дьенеша, два обруча (синий и красный, приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
7
8 Игра с двумя обручами (повтор) Формировать умение правильно упорядочивать фигуры в обручах в зависимости от задания
Блоки Дьенеша, два обруча (синий и красный, приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
Декабрь
9
10 Повторение рисуночных знаков-кодов Повторить рисуночные знаки-коды, характеристика признаков определенных фигур при помощи знаков-кодов Блоки Дьенеша,
Лит. : Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»
Стр. 298
20 минут
(1 подгруппа)
20 мин
(2 подгруппа)
Январь
11
12 Тренировочная игра «Познакомимся» Тренировка в описании свойств любого блока Блоки Дьенеша
Рисуночные знаки-коды 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
Февраль
13
14 Тренировочная игра «Познакомимся» Тренировка в описании свойств любого блока Блоки Дьенеша
Рисуночные знаки-коды 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
15
16 Игра «Выкладываем дорожки» Умение анализировать, читать схему, умение ориентироваться на плоскости, развитие памяти и внимания, умение работать в коллективе Пособие «Блоки Дьенеша
Схемы дорожки 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
Март
17
18 Игра «Рассели жильцов» Умение подбирать блоки по характеристике и отрицанию Пособие «Блоки Дьенеша», приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
19
20 Развивающая игра «Лабиринт» Умение подбирать блоки по характеристике и отрицанию Пособие «Блоки Дьенеша», приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
Апрель
21
22 Игра «Ступени успеха»
Тренировать память и внимание детей Серия блоки Дьенеша для старших «Спасатели приходят на помощь» 20 минут
(1 подгруппа)
20 минут
(2 подгруппа)
23
24 Игра «Я загадаю – вместе отгадаем»
Игра «Транспорт к выезду готов» Тренировать память и внимание детей Серия блоки Дьенеша для старших «Спасатели приходят на помощь» 20 минут
Май
25
Итоговая игровая деятельность Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, умение работать со схемами, умение играть дружно, слаженно Блоки Дьенеша, карты-схемы 20 минут
Способы организации работы
-фронтальный;
-подгрупповой;
-индивидуальный.
Список литературы для составления программы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013
3. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
4. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия», Воронеж, 2009 г.
5. Серия блоки Дьенеша для старших «Спасатели приходят на помощь»