Людмила Перевезенцева
Дополнительная программа «Волшебные клеточки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа для детей 5–6 лет
Пояснительная записка
Чтобы ребенок хорошо учился в школе, чтобы его не пугали трудности в овладении грамотой, одной из основных задач обучения дошкольника в старшей группе является подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики, памяти, тактильных ощущений, усидчивости, сосредоточенности и внимания.
Публикация «Дополнительная программа „Волшебные клеточки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны
Для этого считаю плодотворным использование специальных упражнений или занятий, в которых большое место отводится заданиям с использованием клетки в обычной школьной тетради.
Почему клетка? Дети старшего дошкольного возраста способны выполнять точные, мелкие графические действия простым карандашом. А использование тетради как бы приближает ребенка к школьной учебной деятельности.
Разработана специальная технология «Волшебные клеточки», для детей 5-6 лет.
В этом заключается актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные клеточки» познавательной направленности.
Нормативной базой программы являются :
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Отличительной особенностью является то, что она разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по графических навыков. применения подобной технологии обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств интеллектуального воспитания детей, их физического развития, раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка и как конечная цель – подготовка руки дошкольника к письму.
На первом этапе школьного обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программного материала и вызывает необходимость уже в ДОУ создать такую программу, целью которой является подготовка руки к письму, формирование элементарных графических навыков. Данная программа разработана с учетом данной цели и сочетает в себе и тренировку мелкой моторики пальцев, и решение задач умственного развития. Систематичность и регулярность – основные принципы, которые дают возможность приблизить детей к школьной деятельности максимально подготовленными по данной проблеме.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников, технология включает в себя ряд заданий, выполняемых на обычном листе в клетку, что создает условия для развития ориентировки в микропространстве, мелкой моторики и точных движений, тактильных ощущений.
Адресат программы. Программа предназначена для воспитанников среднего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).
Объем программы : 32 ч.
Формы обучения и виды занятий. Обучение очное, проводится в группах. Занятия начинаются в начале октября и заканчиваются в конце мая.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий: один раз в неделю по 25 мин.
Целью программы является подготовка руки к письму.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Развивать:
• свободу и точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
• пространственное мышление через умение продолжать предложенный узор;
• графические навыки.
2. Учить:
• анализировать заданное изображение;
• печатать по образцу;
• находить закономерность в изображении рисунка;
• штриховать в заданном направлении;
• изображать предмет по словесному руководству.
3. Закреплять:
• понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «середина»;
• знания о геометрических фигурах, величине и размере изображаемых предметов.