Алла Петрухина
Дополнительная образовательная программа «Умные пальчики»
Дополнительная образовательная программа
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л. С. Выготский.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В. М. Лыков, Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова, А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, М. В. Антропова, М. М. Кольцова, С. О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Умные пальчики“» размещена в разделах
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Цель программы : развитие мелкой моторики рук, формирование графических навыков.
Задачи программы :
-развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
-развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
-развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
-развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.