Светлана Черных
Дополнительная программа по социально-педагогическому направлению «Веселый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ г. НОВОЗЫБКОВА»
Дополнительная программа по социально – педагогическому направлению
«Веселый язычок»
с младшими дошкольниками
Воспитатель
Черных Светлана Владимировна
2019 г.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная программа по социально-педагогическому направлению „Веселый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дополнительная образовательная программа по социально – педагогическому направлению «Веселый язычок», разработанной на основании методического пособия Е. С. Ушаковой «Занятия по развитию речи» ориентирована, согласно приоритетному направлению развития детей младших дошкольников, на речевое развитие детей.
Актуальность
Организация кружка «Веселый язычок», заключается в раннем развивающем воздействии на все компоненты, что в значительной мере ускоряет ход речевого и умственного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Цель программы - приобщение к художественному слову, обогащение словарного запаса
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы программы :
Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:
Познавательное развитие: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Речевое развитие: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Чтение художественной литературы: знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Художественно-эстетическое развитие: развивается интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
Музыкальная деятельность: дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
Планируемые результаты:
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становиться полноценным средством общения с другими детьми
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в речи и действиях
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства
-соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «Здравствуйте», «до свидания»); Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду и дома, на улице
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа по социально – педагогическому направлению рассчитана с октября по май месяц для детей 3-4 лет и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня. Конспекты упражнений прилагаются.
Каждая самостоятельная деятельность включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными ёжиками и т. д.).
3. Физминутка.
4. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Тематический план.
Октябрь
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
02.10.17
«Мы капусту рубим, рубим»
Учить повторять движения за взрослым и слова.
5 м.
10 м.
Муляжи овощей
09.10.17
«Собираем груши»
Учить четко произносить слоги, продолжать учить правильно дышать
5 м.
10 м.
Муляжи фруктов
16.10.17
«Дождик»
Учить вытягивать указательный и большой палец, учить проговаривать потешку за взрослым
5 м.
10 м.
Картинки на осеннюю тематику
23.10.17
«Прятки»
Учить длительно произносить звук «С»
5 м.
10 м.
Картинки в которых встречается звук «С»
30.10.17
«Зайка серенький сидит»
Учить детей произносить слова и выполнять движения по тексту
5 м.
10 м.
Игрушка- зайка, картинка с дикими животными, разрезные картинки.
НОЯБРЬ
Число, тема
Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
06.11.17
«Жили были баба с дедом» разучивание игры со стихотворным сопровождением Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно.
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.
5 м.
10 м. Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.
13.11.17
«Я умница – разумница» Русская народная потешка.
Разучивание русской народной потешки «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству
5 м.
10 м. Кукла Маша
20.11.17
«Зайчик» чешская народная игра. Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей
5 м.
10 м. Игрушка зайчик.
27.11.17
«Лиса, заяц и петух».
Русская народная сказка. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки.
Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.
5 м.
10 м. Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, заяц и петух». Шумовые игрушки.
ДЕКАБРЬ
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
04.12.17
Пальчиковая игра «Дом» Вызывать радостное чувство от участия в игре.
Побуждать наблюдать за действием педагога Развивать интерес к пальчиковым играм
5 м.
10 м. Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка -коза
11.12.17
Как язычок играл с друзьями зимой Учить совершать круговые движения языком вправо и влево; выгибать язык дугой, упираясь в нижние зубы; попеременно надувать щёки; делать язык узким; совершенствовать удерживать артикуляционную позу в течении некоторого времени; закреплять произношение звуков [з],[зь],[с],[сь] в словах.
5 м.
10 м. Три маленькие куклы; пособие для развития речевого дыхания «Подуй на снежинки».
18.12.17
Как язычок пил чай с друзьями. Учить удерживать широко открытый рот под счет до 3; закреплять правильную артикуляцию звуков [п], [с], [ш], [т], [Ц]; учить сворачивать язык в виде «трубочки» и удерживать губами; делать упражнение «Чашечка».
5 м.
10 м. Игрушки: медведь, лисичка, белка, зайчик
25.12.17
Как язычок готовился к Новому году. Развивать мышцы щёк; учить делать язык тонким и удерживать на верхней и нижней губе; осуществлять круговые движения языком справа налево и слева направо; продолжать учить присасывать язык к нёбу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку; закреплять правильную артикуляцию звука (Ш).
5 м.
10 м. Сюжетная картина «Лес»; предметные картинки: сова, волчата, медведь.
ЯНВАРЬ
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
15.01.18
«Теремок».
Кукольный спектакль. Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову
5 м.
10 м. Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.
22.01.18
Зайчишка – трусишка.
Русская народная потешка Познакомить детей с управле- нием перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.
5 м.
10 м Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки.
29.01.18
Волчок – волчок
Русская народная потешка Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок – волчок». Знакомить детей с приемами кукловождения перчаточных игрушек. Приучать внимательно следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее.
5 м.
10 м. Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка- волк, комплект перча- точных кукол к спектаклю «Гуси и волк».
ФЕВРАЛЬ
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
05. 02. 18
«Зайчик».
Русская народная считалка.
Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.
5 м.
10 м. Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.
12.02.18
«Снегурушка и лиса»
Русская народная сказка Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски.
5 м.
10 м. Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса.
Книга с иллюстрациями
19.02.18
«Три медведя»
Настольный театр Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя».
5 м.
10 м. перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя».
26.02.18
«Бабушкины
забавушки» Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педасгога
5 м.
10 м. Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.
МАРТ
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
05.03.18
«Три веселых братца»
П. игра
Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога.
5 м.
10 м. Перчатка свеселыми пальчиками
12.03.18
«В гостях у лисы» Учить длительно произносить звук «Ы», повторять отдельные фразы за воспитателем. .
5 м.
10 м. Игрушка лисенка:
19.03.18
«Маша и медведь» настольный театр
Приобщать к игре, обучая звукоподражанию.
Учить понимать содержание сказки, разыгранной педагогом.
5 м.
10 м. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю «Маша и медведь».
26.03.18
«Воздушные шары»
Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с воздушным шаром.
Создать радостное настроение, желание играть с воздушным шаром.
5 м.
10 м. Голубой, красный, зеленый воздушные шары,
АПРЕЛЬ
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
02.04.18
«Петушок-петушок…»
Р. н. п. Продолжать развивать речь детей по средством р. н. фольклора., упражнять в описании внешнего вида петушка
5 м.
10 м. Игрушка – Петушок, запись аудио.
09.04.18
«Песенка волка» ЗКР Активизировать в речи детей слова со звуком «У»
5 м.
10 м. Игрушка – волк, картинки: дудочка, улыбка, лопата.
16.04.18
«К лисенку в гости» Учить громко, четко и ясно произносить знакомые слава, обозначающие предмет, его назначение.
5 м.
10 м. Игрушки: машинка, елка, зайка, апельсин, кубик, картинки по кол. детей.
23.04.18
«Лесные ягоды» Продолжать учить передавать эмоции мимикой лица
5 м.
10 м. Картинки с ягодами: черника, брусника, малина.
Май
Число, тема Цель Количество часов Оборудование
Теория Практика
07.05
«Орешки для белочки» Формировать умение детей узнавать и называть животных, развивать словесную речь. 5 м. 10 м. Игрушка- зайка, мишка, белка, грецкие орешки.
14.05
«В гости к Маше» Учить повторять за воспитателем слова, словосочетания. Развивать интонационную выразительность речи детей. 5 м. 10 м. кукла
21.05
«Насекомые» Учить употреблять в речи слова во множественном числе в родительном падеже, согласовывать существительные и прилагательные. 5 м. 10 м. Картинки из серии «Насекомые»
28.05
«Загадки о насекомых» Учить отгадывать загадки, активизировать речемыслительную деятельность. 5 м. 10 м. Кукла, картинка- бабочка, пчела, жук.