Елена Заяц
Дополнительная развивающая программа по математике «Развивай-ка». Целевой раздел
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность программы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цель, задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
1.3. Значимые для разработки Программы характеристики
1.4. Средства, методы и особенности реализации Программы
1.5. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.1. Календарный учебный план
2.2. Календарный учебный график
2.3. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
3.2. Методическое обеспечение
3.3. Список литературы.
Актуальность Программы.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Развивающая Программа «Развивай-ка» (далее Программа) для детей второй младшей группы разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Данная Программа обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по ФЭМП. Методика работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребенку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремленность и организованность.
Работа по Программе планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в неделю по 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа составлена на основе «Программы математические ступеньки» Е. В. Колесниковой. Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.2. Цель, задачи реализации Программы
Программа по формированию элементарных математических представлений преследует цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.
Задачи по формированию элементарных математических представлений :
развивающие задачи :
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи:
- организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занятия);
- самостоятельность и интерес к познанию;
- желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
Количество и счет
Учить: сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи; устанавливать равенство и неравенство групп предметов; понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него; называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов; согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа. В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса. Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами. Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.
Геометрические фигуры
Учить: приемам обследования зрительно-двигательным путем; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить: с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.
Величина
Учить: сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине; выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.
Ориентировка во времени
Учить: различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».
Ориентировка в пространстве
Учить: различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо; обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).
Логические задачи
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
В организации работы особое внимание уделялось развитию логического мышления. В основу данной Программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала. Который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей II младшей группы. Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.
В работе использованы такие методы и приё мы как:
- сюрпризные моменты;
- игровые образы;
- игровые ситуации;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание предметов, картин;
- Д/И и упражнения;
- беседы.
Работа распределяется по разделам :
- Количество и счет,
- Ознакомление с геометрическими фигурами,
- Определение величины.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
- Решение логических задач.
Методологические и теоретические аспекты проблемы.
Организационная структура занятий предоставляет детям возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно-поискового характера.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами (занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием математических игр). В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
- развитие моторных функций;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. В основу программы положена концепция психологического возраста (старший дошкольный возраст).
На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными видами деятельности (социально-коммуникативным, речевым, познавательным и др.).
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на занятиях развития речи, окружающего мира, ФЭМП, но и углубляют их:
- коммуникативное развитие – развитие устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- познавательное развитие – расширение кругозора в сфере изучения природы, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере ФЭМП – понятие пространства, работа с геометрическими фигурами;
- физическое развитие – развитие мелкой моторики; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа рассчитана на один год (3 – 4 года).
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
- считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;
- владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. ;
- знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
- знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме; сравнивать количество предметов;
- уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое мышление
- Развитие Мышления, Памяти, Внимания:
- Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
- Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
- Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.
- Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.
- Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
- Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
- Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
- Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
- Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
- Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
1.4. Средства, методы, и особенности реализации Программы
Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окраску, их память пока еще носит непреднамеренный характер. Поэтому важно во время занятий использовать различные игровые приемы и дидактические игры. Данные игры необходимо организовать так, чтобы в ней участвовали сразу все дети.
В процессе прохождения Программы используются разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические и игровые. При выборе методов учитывается ряд факторов:
1. Программные задачи, которые решаются именно на этом этапе обучения.
2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей.
3. Наличие необходимых дидактических средств.
Практический метод обучения.
На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).
Практический метод подкрепляется приемами:
- Упражнения в виде заданий
- Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски).
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.
Словесные методы обучения.
Словесные методы обучения входят в состав любого наглядного и практического метода.
Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка. На занятиях по математике применяются следующие приё мы:
- пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов;
- указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий;
- вопросы (в младшем возрасте — прямые) :
- словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения;
- педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Наглядный метод обучения
На занятиях по математике широко используются :
- демонстрация картинок;
- иллюстрации с изображением времени суток;
- показ видеофильмов, ИКТ.
Игровой метод обучения. Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.
Метод подкрепляется приемами:
- использование элементов различных игр на занятии;
- соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент;
- Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).
Структура и формы организации образовательного процесса.
Форма организации занятий:
- подгрупповая (работа группой детей до 10-12 человек).
Режим занятий: два занятия в неделю.
Основной формой работы с детьми является игровое занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей: 2 раза в неделю по 15 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
1.5. Планируемые результаты
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный план
Период обучения Основное содержание работы Кол-во часов
I
октябрь
ноябрь
(занятия 1-16) Познакомить с частью суток – утро, день; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький). Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. Познакомить с числом 1. Познакомить с геометрической фигурой – круг. 16
II
декабрь, январь, февраль, март
(занятия 17-44) Продолжать знакомить с числом 2, 3, 4; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник, прямоугольник. Учить называть числительные по порядку. Сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая). Учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько. 32
III
апрель, май
(занятия 45-62) Закреплять пространственные отношения: справа, слева, впереди – сзади, на, под, над;. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Усвоение порядка следования чисел натурального ряда. Закрепить умение сравнивать группы предметов. Закрепление последовательности времени года. Закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить пространственные отношения: 18
2.2. Календарный учебный график
Содержание Возрастная группа
(3-4 года)
Начало образовательного процесса 01.10.2019
Окончание образовательного процесса 28.05.2020
Продолжительность образовательного процесса всего 31 неделя
Количество занятий в неделю 2
Количество занятий в год 62
Продолжительность занятий 15 мин
Диагностика планируемых результатов 01.10.2018 – 12.10.2018
13.05.2019 – 24.05.2019
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Трафареты с геометрическими фигурам.
3.2. Методическое обеспечение программы
Методика проведения групповых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами (занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием математических игр). В ходе прохождения Программы реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
2. Игровые приемы (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы, головоломки).
3. Практический (выполнение работ на заданную тему).
4. Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий).
3.3. Список рекомендуемой литературы
1. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
2. Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М., 2012.
3. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
5. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
6. З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
7. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.
8. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.