Романовская Олга
Дополнительная общеразвивающая программа «Звуковичок — речевая школа для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность программы : социально-педагогическая.
Уровень освоения содержания программы : стартовый.
Актуальность программы обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Звуковичок — речевая школа для дошколят“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Проблема развития речи дошкольников является актуальной в теории и практике обучения и воспитания. Речь как важнейшая из высших психических функций имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка.
По данным исследований количество детей с общим недоразвитием речи за по-следнее время значительно увеличилось. Общее недоразвитие речи определяется как форма речевой аномалии, при которой у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
При нормальном речевом развитии у детей к 4-5 годам наблюдается сформирован-ность «фундамента языковой системы». Но, как показывает практика, в большинстве слу-чаев речь детей далека от норы. Часто отставание от нормы затрагивает все компоненты речи (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй и связ-ная речь).
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой за-метное отставание в психическом развитии. Следовательно, ранняя профилактика и кор-рекция речевых нарушений является актуальным.
В соответствии с Положением МБ ДОУ «Детский сад № 258» «О логопедической службе», логопедические занятия проводятся с детьми 5-7 лет. Однако многие дошколь-ники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работы по коррекции речевых нарушений.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что в ней охватывается весь спектр речевой деятельно-сти, происходит подготовка к основному этапу коррекционной работы в старшем до-школьном возрасте. Для реализации программы разработаны занятия, дидактические иг-ры, пальчиковые игры, мультимедийные презентации, подобрана рабочая тетрадь, ком-плект наглядного материала.
Для реализации программы используются следующие методы:
• словесный;
• наглядный;
• практический.
Содержание программы реализуется в форме игровых занятий. После занятия тет-радь с выполненными заданиями отдается ребенку домой для продолжения работы в се-мье с целью закрепления полученных знаний, а так же привлечения семей воспитанников к образовательной деятельности ДОУ, в родительскую группу отправляются фото и видео материалы с описанием темы и задачами занятия.
Адресат программы. Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста лет. Набор детей в коллектив осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Приоритетны-ми являются дети, имеющие наиболее выраженные речевые нарушения. Количество обу-чающихся: не более 8 в подгруппе.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 7 календарных месяцев (октябрь-апрель, по 8 занятий в месяц (январь – 6 занятий).
Форма обучения очная.
Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 20мин.
Цель программы : построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Коррекционно – развивающие:
• Формировать фонационное дыхание и голосообразование;
• Развивать крупную и мелкую моторику (в т. ч. артикуляторную);
• Развивать слуховое восприятие, фонематический слух;
• Развивать внимание, память, мышление, воображение;
• Формировать грамматический строй и связную речь, расширять словарный запас.
Образовательные:
• Формировать двигательные умения и навыки;
• Развивать пространственные представления;
• Воспитывать культуру речевого общения;
• Развивать познавательную активности, любознательность;
• Побуждать к творческой активности детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Оздоровительные:
• Охранять жизнь, укреплять физическое и психическое здоровье воспитан-ников;
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, условия для самовыраже-ния и саморазвития;
• Развивать координацию движений и моторных функций.
Учебно-тематический план
№
п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Форма, вид контроля
Всего Теория Практика
1 Диагностика речевого раз-вития детей 1 0,5 0,5 Анализ выполнения заданий с картинками
2 Игрушки 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении задания на соот-несение
3 Звуки речевые и нерече-вые 1 0,5 0,5 Контроль усвоения умений называть объ-екты, опираясь на его звучание
4 Фрукты 1 0,5 0,5 Контроль навыков употребления прилага-тельных
5 Звук А 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий в тетра-ди
6 Овощи 1 0,5 0,5 Анализ усвоения зна-ний о способе произ-растания овощей
7 Звук У 1 0,5 0,5 Контроль за выполне-нием заданий на соот-несение звука и пред-мета
8 Ягоды 1 0,5 0,5 Анализ работы с ди-дактическими картами
9 Звуки АУ 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий на раз-личение звуков
10 Грибы 1 0,5 0,5 Анализ работы с опе-рациями счета
11 Звук О 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении артикуляцион-ных движений
12 Осень 1 0,5 0,5 Контроль выполнения практического задания
13 Звук И 1 0,5 0,5 Анализ работы в тет-ради
14 Части тела 1 0,5 0,5 Анализ самостоятель-ной работы
15 Звуки АОУИ 1 0 1 Контроль за выполне-нием упражнений на развитие высоты голо-са
16 Обувь 1 0,5 0,5 Контроль полученных знаний о правилах ги-гиены
17 Звук Ы 1 0,5 0,5 Анализ выполнения действий при произне-сении звука в слогах
18 Семья 1 0,5 0,5 Контроль навыков употребления глаголов
19 Звук Э 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении задания на вы-деление звука голосом
20 Транспорт 1 0,5 0,5 Контроль знаний о ви-дах транспорта
21 Гласные звуки 1 0 1 Контроль полученных знаний о гласных зву-ках
22 Одежда 1 0,5 0,5 Контроль при работе с притяжат. прилага-тельными
23 Звук М 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий на про-изнесении слов с за-данным звуком
24 Новый год 1 0,5 0,5 Анализ действий при подборе предметных картинок
25 Звук Н 1 0,5 0,5 Анализ выполнения заданий в тетради
26 Зимующие птицы 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий упо-требления приставоч-ных предлогов
27 Звуки М-Н 1 0.5 0.5 Контроль при выпол-нении задания на уме-ние различать два зву-ка на слух
28 Зима 1 0,5 0,5 Контроль при состав-лении рассказа по кар-тинке
29 Звук Х 1 0,5 0,5 Контроль над направ-ленностью и силой воздушной струи
30 Домашние птицы 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении задания на пере-числение
31 Звук Б 1 0,5 0,5 Контроль над направ-ленностью и силой воздушной струи
32 Домашние животные 1 0,5 0,5 Анализ выполнения заданий на соотнесение детенышей с живот-ными-«мамами»
33 Звук П 1 0,5 0,5 Контроль над выпол-нением задания при повторении цепочки слогов
34 Дикие животные 1 0,5 0,5 Анализ выполнения заданий на зрительное внимание и память
35 Звуки Б - П 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении задания на уме-ние различать два зву-ка на слух
36 День защитников Отече-ства 1 0,5 0,5 Анализ знаний, полу-ченных о значимости военных профессий
37 Звук Д 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий на нахождение предметов с заданным звуком
38 Профессии 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий на соот-несении орудий труда и профессий
39 Звук Т 1 0,5 0,5 Контроль отработки навыков произнесения глухих звуков
40 8 Марта 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий на обра-зование сущ. с ум. -ласкат. суффиксами
41 Звук Г 1 0,5 0,5 Контроль при выделе-нии звука голосом в словах
42 Мебель 1 0,5 0,5 Контроль при отработ-ке умений употребле-ния предлогов
43 Звук К 1 0,5 0,5 Контроль при выделе-нии звука голосом в словах
44 Посуда 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении заданий на определение и называ-ние частей посуды
45 Звук В 1 0,5 0,5 Контроль отработки навыков произнесения глухих звуков
46 Продукты питания 1 0,5 0,5 Контроль при выпол-нении задания на пере-числение
47 Звук З 1 0,5 0,5 Контроль при произне-сении звука изолиро-ванно
48 Весна 1 0,5 0,5 Анализ действий при подборе предметных картинок
49 Звук С 1 0,5 0,5 Контроль при выделе-нии звука голосом в словах
50 Насекомые 1 0,5 0,5 Контроль полученных знаний о насекомых
51 Звук Ц 1 0,5 0,5 Контроль отработки навыков произнесения глухих звуков
52 Лето 1 0,5 0,5 Анализ действий при подборе предметных
картинок
53 Диагностика речевого раз-вития детей 1 0 1 Анализ выполнения практических заданий
54 Занятие-закрепление (зву-копроизношение) 1 0 1 Анализ выполнения практических заданий
Содержание программы
Программа «Звуковичок – речевая школа для дошколят»
состоит из трех разделов:
Раздел №1. Диагностическое обследование
Определение актуального уровня речевого развития (Приложение 2)
Раздел №2. Образовательная деятельность
№ п/п Тематический раздел Краткое содержание Вид
занятия
1. Формирование правильного звукопроизношения Знакомство с органами речи. Образование звуков в речи.
Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. Разучивание артикуляционных упражнений. Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Развитие речевого слуха (восприятия изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи). Обучение различению неречевых звуков : природных, предметных, музыкальных. Узнавание речевых звуков на фоне неречевых.
Определение источника звука. Развитие чувства ритма с помощью невербальных ритмических опор. Развитие речевого ритма. Обучение различению на слух длинного и короткого слова. Формирование умений и навыков воспроизведения одно-двух-трехсложных слов различной звуконаполняемости. Формирование первоначальных навыков слогового анализа и синтеза с использованием зрительных опор схем.
Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Научить спокойно, ровно дышать, выработать умение направлять воздушную струю. Вырабатывание умения дифференцировать дыхание (нос-рот, рот-нос). Работа над преодолением твердой атаки гласных. Развитие длительного и плавного выдоха с одновременным произнесением гласных звуков. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи. Закрепление навыка пра-вильного речевого дыхания. Работа над темпом, ритмом речи, развитие тембровой окраски голоса. Обучение детей модулированию голоса (говорить громче, тише, мягче в быстром и медленном темпе). Закрепление навыков длительного и плавного выдоха с
одновременным произнесением согласных звуков, проговариванием слогов, слов, и фраз.
Запомнить названия пальцев рук. Освоить различные движения пальцами рук (нанизывание, наматывание, запускание волчка, закручивание, складывание, перекатывание, сжимание, конструирование). Обучение умению сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие умения определять на ощупь свойства предмета (большой – маленький, твердый – мягкий и т. д.). Развитие тактильно - кинестетических ощущений -
узнавание свойств предметов. Обучение рисованию, раскрашиванию, штриховке.
Т, П
2. Развитие лексики и грамматики Использование лексических тем
«Овощи», «Фрукты», «Деревья, кустарники», «Осень»,
«Я - человек. Части тела», «Семья», «Одежда»,
«Обувь», «Дом и его части», «Мебель», «Игрушки»,
«Посуда», «Продукты питания», «Зима», «Зимние забавы, Новый год», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Животные жарких стран», «Комнатные растения»,
«Весна», «Перелетные птицы» «Транспорт», «Мой город», «Цветы», «Насекомые».
Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе без окончания и с окончанием – а, - о в именительном падеже (стол, книга, ведро). Понимание и употребление существительных в винительном падеже (объект) с окончанием – а, - у (мальчика книга, в дательном падеже без предлога (мальчику книгу, в родительном падеже с окончанием
– а (ведра, мальчика) единственного числа. Понимание и употребление существительных во множественном числе с окончаниями, - ы (кукла - куклы, ударным – ы (стол – столы, - ы со сменой основы (лев - львы, ухо - уши, ударным – и (мяч – мячи, безударным – и (медведь – медведи, - и со сменой основы (пень – пни, ударным – а (дом - дома, безударным – а (ведро – ведра) в именительном падеже. Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч). Формировать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – к, - очк, - ичк, - ик, - чик (огурец – огурчик). Обучение формированию простого двухсловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым. Учить дифференцировать названия предметов по категориям одушевленные/неодушевленные. Понимание и употребление в речи простых предлогов
В, НА, У, С.
Закреплять навыки составления простых предложений по модели «Кто? Что? Что делает?», а также по демонстрации действий и по вопросам. Учить запоминать короткие двустишия и потешки. Формирование умения задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия и отвечать на них. Формирование умения повторять за взрослым рассказы
– описания, состоящие из 2-3 простых нераспространенных предложений по вопросному плану об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели. Совершенствование диалогической формы речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Составление коротких рассказов из 2- 3-4 простых предложений по картине и вопросам.
Т, П
Раздел №3. Итоги реализации программы
Определение уровня речевого развития при завершении курса обучения (Приложе-ние 2)
Оценка достижений детей прослеживается в качестве освоения программы и за счёт проведения диагностики, в которой учитываются следующие показатели:
• работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, щек);
• мелкая моторика (точность и четкость движений кистей и пальцев рук);
• физиологическое и речевое дыхание (дифференцировать дыхание, длительность и плавность выдоха);
• фонематический слух (узнавать речевые – неречевые звуки, выделять заданный звук, отраженно и самостоятельно проговаривать двух- и трехсложные слова);
• грамматический строй речи;
• лексика (объем словаря);
Виды диагностики:
Вводная: проводится для определения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков.
Итоговая: проводится после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Планируемые результаты
• в конце цикла занятий дети знакомы с органами артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, щек, могут воспроизвести самостоятельно ряд упражнений;
• движения пальцев рук более четкие, координированные;
• сформированы предпосылки для формирования правильного речевого дыхания;
• фонематические представления и навыки имеют больший диапазон;
• уровень лексического строя повышен, грамматические категории освоены в соответ-ствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка;
Приложения
Приложение 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеразвивающей программе
«Звуковичок – речевая школа для дошколят»
№
п/п Меся Чис-ло Форма занятия Кол-во
ча-сов Тема занятия Место проведе-ния Форма контроля
1 Ок-тябрь диагностиче-ское 1 Диагностика рече-вого развития де-тей кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения заданий с картинками
интегрирован-ное 1 Игрушки кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении задания на со-отнесение
интегрирован-ное 1 Звуки речевые и неречевые кабинет для плат-ных услуг Контроль усво-ения умений называть объ-екты, опираясь на его звучание
игровое 1 Фрукты кабинет для плат-ных услуг Контроль навыков упо-требления при-лагательных
интегрирован-ное 1 Звук А кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий в тет-ради
игровое 1 Овощи кабинет для плат-ных услуг Анализ усвое-ния знаний о способе произ-растания ово-щей
интегрирован-ное 1 Звук У кабинет для плат-ных услуг Контроль за вы-полнением заданий на со-отнесение звука и предмета
игровое 1 Ягоды кабинет для плат-ных услуг Анализ работы с дидактиче-скими картами
2 Ноябрь комбинирован-ное 1 Звуки АУ кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий на раз-личение звуков
игровое 1 Грибы кабинет для плат-ных услуг Анализ работы с операциями счета
интегрирован-ное 1 Звук О кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении артикуляцион-ных движений
игровое 1 Осень кабинет для плат-ных услуг Контроль вы-полнения прак-тического зада-ния
интегрирован-ное 1 Звук И кабинет для плат-ных услуг Анализ работы в тетради
игровое 1 Части тела кабинет для плат-ных услуг Анализ само-стоятельной работы
итоговое 1 Звуки АОУИ кабинет для плат-ных услуг Контроль за вы-полнением упражнений на развитие высо-ты голоса
игровое 1 Обувь кабинет для плат-ных услуг Контроль полу-ченных знаний о правилах ги-гиены
3 Де-кабрь интегрирован-ное 1 Звук Ы кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения действий при произнесе-нии звука в слогах
игровое 1 Семья кабинет для плат-ных услуг Контроль навыков упо-требления гла-голов
интегрирован-ное 1 Звук Э кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении задания на вы-деление звука голосом
игровое 1 Транспорт кабинет для плат-ных услуг Контроль зна-ний о видах транспорта
итоговое 1 Гласные звуки кабинет для плат-ных услуг Контроль полу-ченных знаний о гласных зву-ках
игровое 1 Одежда кабинет для плат-ных услуг Контроль при работе с при-тяжат. прилага-тельными
интегрирован-ное 1 Звук М кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий на произнесении слов с задан-ным звуком
игровое 1 Новый год кабинет для плат-ных услуг Анализ дей-ствий при под-боре предмет-ных картинок
4 Январь интегрирован-ное 1 Звук Н кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения заданий в тетради
игровое 1 Зимующие птицы кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий упо-требления при-ставочных предлогов
игровое 1 Звуки М- Н кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении задания на умение разли-чать два звука на слух
игровое 1 Зима кабинет для плат-ных услуг Контроль при составлении рассказа по картинке
игровое 1 Звук Х кабинет для плат-ных услуг Контроль над направленно-стью и силой воздушной струи
игровое 1 Домашние птицы кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении задания на пе-речисление
5 Фев-раль
игровое 1 Звук Б кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения заданий в тетради
интегрирован-ное 1 Домашние живот-ные кабинет для плат-ных услуг Контроль над направленно-стью и силой воздушной струи
игровое 1 Звук П кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения заданий на соотнесение детенышей с животными-«мамами»
интегрирован-ное 1 Дикие животные кабинет для плат-ных услуг Контроль над выполнением задания при по-вторении це-почки слогов
игровое 1 Звуки Б-П кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения заданий на зрительное внимание и па-мять
интегрирован-ное 1 День защитников Отечества кабинет для плат-ных услуг Анализ знаний, полученных о значимости во-енных профес-сий
игровое 1 Звук Д кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий на нахождение предметов с заданным зву-ком
игровое 1 Профессии кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий на со-отнесении ору-дий и профес-сий труда
6 Март интегрирован-ное 1 Звук Т кабинет для плат-ных услуг Контроль отра-ботки навыков произнесения глухих звуков
игровое 1 8 Марта кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий на об-разование сущ-х с ум-ласкат. суффиксом.
интегрирован-ное 1 Звук Г кабинет для плат-ных услуг Контроль отра-ботки навыков произнесения звонких звуков
игровое 1 Мебель кабинет для плат-ных услуг Контроль при отработке уме-ний употребле-ния предлогов
комбинирован-ное 1 Звуки К кабинет для плат-ных услуг Контроль отра-ботки навыков произнесения глухих звуков
игровое 1 Посуда кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении заданий на определение и называние ча-стей посуды
интегрирован-ное 1 Звук В кабинет для плат-ных услуг Контроль при произнесении звука изолиро-ванно
игровое 1 Продукты питания кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении задания на пе-речисление
7 Апрель интегрирован-ное 1 Звук З кабинет для плат-ных услуг Контроль при выделении зву-ка голосом в словах
игровое 1 Весна кабинет для плат-ных услуг Контроль при выполнении задания на пе-речисление
интегрирован-ное 1 Звук С кабинет для плат-ных услуг Контроль при произнесении звука изолиро-ванно
игровое 1 Насекомые кабинет для плат-ных услуг Контроль полу-ченных знаний о насекомых
интегрирован-ное 1 Звук Ц кабинет для плат-ных услуг Контроль при работе в тетра-ди
игровое 1 Лето кабинет для плат-ных услуг Анализ дей-ствий при под-боре предмет-ных картинок
диагностиче-ское 1 Мониторинг кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения практи-ческих заданий
итоговое 1 Занятие-закрепление (зву-копроизношение, лексика, грамма-тика) кабинет для плат-ных услуг Анализ выпол-нения практи-ческих заданий