Айгуль Ахунова
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5–7 лет на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Структура программыI. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1.5. Способы определения результативности реализации Программы
II. Содержательный раздел
2.1. Методы реализации Программы
2.2. Формы реализации Программы2.3. Перспективное планирование работы
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
2.5. Требования к педагогу дополнительного образования
III. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды
3.3. Материально – техническое обеспечение
3.4. Программное – методическое обеспечение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Направленность программы. Направленность программы –социально-гуманитарная, по форме организации — кружковая; по времени реализации — годичной.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г., №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 утвержденная санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.
Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Предлагаемая игра шашки отвечает данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них мышление, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы.
В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Исходя их вышесказанного, основной целью данной программы: создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
-обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
-познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы
Отличительные особенности программы состоит в том, что важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шашечных дидактических игр и пособий. Обучаясь игре в шашки, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шашечной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шашечной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Особенности дошкольного детства определяют в качестве ведущей деятельности – игровую деятельность ребёнка.
Аксиологический подход в воспитании заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты:
-развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- повышение уровня развития мышления;
- повышение интереса к игре.
По окончании года обучения дети:
- знают правила игры
- проводят простейшие комбинации.
- ориентироваться на шашечной доске;
- играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
-правильно располагать доску между партнёрами;
-правильно располагать фигуры перед игрой;
- решать простые шашечные задачи - ставить известные ловушки и не попадать в них самим, доводить до конца простые выигрышные окончания, творчески подходят в придумывании простейших шашечных задач, знают отличие международных шашек от русских.
Итогом проделанной работы являются: тренировочные турниры, турнир с участием родителей.
1.5. Способы определения результативности реализации Программы
С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
6. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
7. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
II. Содержательный раздел
2.1. Методы реализации ПрограммыВозраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы.
Используются такие методы реализации программы:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
2.2. Формы реализации Программы
Используются такие формы реализации программы:
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки, векторины
Форма занятий –групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
2.3. Перспективное планирование индивидуальной работы
Недели № и тема занятия Программное содержание
Сентябрь
1 Диагностика. Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.
2 История шашечной игры. Дать детям краткую историческую справку о возникновении шашечной игры. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей.
3 Шашечная доска. Дать детям представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей.
4 Словарик шашечных терминов. Познакомить детей с шашечной терминологией. Использование в игре шашечных терминов. Развивать интеллектуальные способности.
Октябрь
1 «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально».
«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».
2 Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки» Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ
3 «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра
«В гостях у знатока шашек – Зайки». Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.
4 «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие).
Ноябрь
1 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2 «Лесная школа умного зайца» - Центр Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3 «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля. Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры
4 «Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля
Декабрь
1 «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.
2 «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры. Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле, а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.
3 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
4 «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.
Январь
1 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.
2 «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры. Познакомить с правилами поведения во время игры
Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.
Правило 2: Взялся – ходи!
Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.
Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.
Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями
«Как справится с задачей?» Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3 «Веселый бой» Стихотворение Юровскй Е. М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»
Викторина «Королевство шашек» Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.
4 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Февраль
1-2 «Лесной турнир» Практическое закрепление материала.
3-4 Решите самостоятельно. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость.
Март
1 Решите самостоятельно. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость.
2 Уроки психологической подготовки. Дать детям положительный настрой на игру.
3 Корифеи шашечной игры. Познакомить детей с мастерами нашей страны. Развивать чувства гордости за Родину.
4 Правила игры в «Поддавки». Познакомить детей с правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки.
Апрель
1-4 Шашечный турнир. Развивать коммуникативные связи, здоровое соперничество.
Май
1-3 Шашечный турнир. Развивать коммуникативные связи, здоровое соперничество.
4 Диагностика. Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. Подведение итогов.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.
Планируются мероприятия:
- индивидуальные беседы о способностях ребенка;
- анкетирование родителей в начале года (Приложение 1);
- консультации для родителей «Роль игры в шашки в развитии детей!» ;
- турнир по шашкам между родителями.
Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.
2.5. Требования к педагогу дополнительного образования.
Для реализации программы «Веселый язычок» к воспитателю предъявляются ряд требований.
Должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организацию свободного времени воспитанников;
- представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек;
-использование в игре шашечных терминов;
-основы шашечной игры.
-простые комбинациям, теорию и практику шашечной игры.
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями, коллегами по работе;
- специфику и содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей;
- основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- требования к квалификации.
III. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
Дни недели Время работы Вид деятельности
Вторник 15.50 — 16.15
Групповая работа с детьми 5-7 лет
Четверг 15.50 - 16.15
Групповая работа с детьми 5-7 лет
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды
Предметно-развивающая среда представляет собой хорошо оборудованное пространство. Для реализации Программы имеется кабинет, оснащённый мебелью, дидактическим материалом для организации деятельности с детьми по речевому развитию и коррекции речевых нарушений.
При оснащении кабинета учтены принципы:
- системности: весь материал систематизированы по разделам;
- доступности: расположение на уровне глаз ребенка;
- здоровьесбережения: в соответствии с СанПиН;
- учёта возрастных особенностей: материал подобран в соответствии с возрастом детей;
- мобильности: пособия легко снимаются, переносятся;
- вариативности: пособия многовариантны.
3.3. Материально – техническое обеспечение-наглядный материал: иллюстрации к темам, картинки
-шахматная доска
- набор шашек
-опорные схемы
-простой карандаш, линейка
-стол – 1 шт
-стул – 1 шт
3.4. Программное – методическое обеспечение
1. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
2. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. :Просвещение, 2009.
3. Пичугина И. О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
4. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
5. Тимофеев А. А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
7. Пожарский В. А. Шахматный учебник. – М., 1996.
8. Игра дошкольника / Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В., - М. :Просвещение, 1989. 9. Егоров А. П., «Как научить играть в шашки?», - М. : Чистые пруды, 2005.
Приложение 1
Анкета для родителей.
«Шашки в вашей семье»
В детском саду ведет работу кружок «Чудо – шашки», где дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.
Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности к игре в семье и выявления потенциальных участников кружка.
Фамилия и имя ребенка
ФИО родителя или законного представителя ребенка
Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться?
Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки?
Умеет ли играть Ваш ребенок?
Если нет, то хотели бы Вы научить его?
Есть ли у Вас дома шашечный набор?
По – Вашему мнению, какую роль имеют шашки в жизни?