Елена Ф
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности робототехнике «Роботрек». Часть 1
▼ Скачать +Заказ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности по робототехнике «РОБОТРЕК»
Автор-составитель программы :
Фофанова Елена Рафаэлевна
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы : 2 года
№/№ Содержание
Стр.
Паспорт программы
3
I. Целевой раздел 5
1.1. Пояснительная записка
5
1.2. Цель и задачи реализации программы
7
1.3. Теоретическая основа и принципы формирования Программы 7
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности робототехнике „Роботрек“, Часть 1» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
1.4. Характеристика конструкторов «Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2» 8
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
8
1.6. Диагностика освоения Программы
9
II. Содержательный раздел 10
2.1. Вариативные методы, приемы и технологии реализации Программы 10
2.2. Формы подведения итогов Программы
13
2.3. Календарно-тематический план
14
2.3.1. Первый год обучения
14
2.3.2. Второй год обучения
20
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
28
III. Организационный раздел 29
3.1. Организация образовательной деятельности по Программе 29
3.2. Материально-техническое обеспечение 30
3.3. Литература
Паспорт Программы
Наименование и направленность Программы «Роботрек» - программа дополнительного образования по формированию у детей 5-7 лет основ научно-технического творчества посредством конструкторов «Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2».
Направленность программы – техническая.
Образовательная организация МБДОУ №172 д/с «Радуга»
Автор-составитель Программы Воспитатель
Меркулова Елена Рафаэлевна
Возрастная категория воспитанников Дети 5-6 лет и 6-7 лет
Сроки реализации Программы Два учебных года
Нормативно-правовое основание для разработки Программы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
5. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242.
7. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №172 д/с «Радуга»
Цель Программы Формирование основ детского научно-технического творчества и конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи Программы
1. Формировать представления о строительных элементах конструктора «Роботрек малыш» и их конструктивных свойствах.
2. Формировать конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по модели, по замыслу.
3. Формировать умение планировать этапы создания собственной постройки.
4. Познакомить с электроникой и азами программирования.
5. Развивать желание действовать с конструктором «Роботрек малыш».
6. Развивать интерес к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
7. Развивать мелкую и крупную моторику.
8. Развивать способность применять полученные знания в практической деятельности.
9. Развивать стремление детей к совместной деятельности.
Планируемые результаты реализации Программы 1. Ребенок знает технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
3. Сформированы представления о строительных элементах конструктора «Роботрек малыш» и их конструктивных свойствах.
4. Развита способность находить конструктивные решения и анализировать собственные сооружения.
5. Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями об электронике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
6. Развит интерес к конструктору «Роботрек малыш» и желание действовать с ним.
7. Сформированы навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеразвивающая программа (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ научно-технического творчества посредством конструкторов «Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Совершенствование образовательного процесса в ДОУ направлено на развитие таких личностных качеств дошкольника как инициативность, любознательность, самостоятельность, ответственность, креативность. Именно они обеспечивают социальную и интеллектуальную успешность.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Конструирование и робототехника для любого ребенка – это интереснейшее и увлекательное занятие, конструкторы всегда притягивают внимание, побуждают желание самостоятельно создавать что-то новое.
Актуальность разработки представленной Программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогического воздействия на развитие конструктивного мышления и формирование основ научно-технического творчества у детей дошкольного возраста.
Таким эффективным способом можно считать ознакомление дошкольников с конструктором «Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2»., который объединяет в себе элементы робототехники и программирования.
Занимаясь с конструктором «Роботрек малыш», дошкольник не только учится конструировать, но и развивает в себе, помимо интеллекта, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные и творческие способности. В ходе такой деятельности дети имеют возможность общаться, исследовать и играть.
При создании робототехнических моделей формируются основные компетенции для дальнейшего изучения в школе таких предметов как физика и информатика. Развивается пространственное мышление, формируется инженерная культура и основные компетенции для выбора профессии технического направления, то есть для ранней профориентации.
Таким образом, ознакомление и работа с конструктором «Роботрек малыш» позволит сформировать у детей дошкольного возраста основы детского научно-технического творчества и развить конструктивное мышление.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения дошкольников, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Практическая значимость Программы
Освоение Программы дает возможность детям обогатить представления о конструировании и робототехнике, освоить основы алгоритмики и получить первые знания о простых конструкциях и механизмах.
Активное применение конструктора обеспечивает интеграцию различных видов деятельности и позволяет поднять на более высокий уровень интеллектуальное развитие дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе.
В то же время, для педагога появилась возможность разнообразить комплекс методов, приемов и средств по формированию познавательной сферы воспитанников.
Таким образом, организация дополнительной образовательной деятельности по данной Программе позволит :
- создать условия для развития самостоятельной научно-технической деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- использовать наиболее эффективные средства и инновационные методы познавательного развития;
- расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель: Формирование основ детского научно-технического творчества и конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать представления о строительных элементах конструктора «Роботрек малыш» и их конструктивных свойствах.
2. Формировать конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по модели, по замыслу.
3. Формировать умение планировать этапы создания собственной постройки.
4. Познакомить с электроникой и азами программирования.
5. Развивать желание действовать с конструктором «Роботрек малыш».
6. Развивать интерес к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
7. Развивать мелкую и крупную моторику.
8. Развивать способность применять полученные знания в практической деятельности.
9. Развивать стремление детей к совместной деятельности.
1.3. Теоретическая основа и принципы формирования Программы
Теоретической основой Программы являются :
- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергелес, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин);
- современные концепции дошкольного образования, рассматривающие процесс развития ребенка как многоаспектный целостный процесс (Т. И. Бабаева, М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, А. М. Леушина, З. А. Михайлова и др.).
При разработке Программы учтена Теории развивающегося обучения (Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. Г. Петерсон, И. С. Якиманская).
Основой развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного количества знаний, умений и навыков, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка
Программа разработана с учетом следующих принципов:
1. Принцип психологической комфортности (взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи).
2. Принцип деятельности (создаются условия для самостоятельных детских открытий в процессе взаимодействия).
3. Принцип целостности (у ребенка формируется целостное представление о мире, самом себе, своих возможностях).
4. Принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора способа действия, материалов и видов деятельности).
5. Принцип непрерывности (образовательный процесс выстраивается с учетом соблюдения преемственности задач, методов и форм взаимодействия).
6. Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах развития и образования ребенка. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных мероприятиях.
1.4. Характеристика конструкторов
«Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2»
Комплект состоит из двух конструкторов:
- конструктор «Роботрек малыш-1» для детей 5-6 лет;
- конструктор «Роботрек малыш-2» для детей 6-7 лет.
Предназначен для занятий по изучению основ робототехники и конструирования с детьми в возрасте 5-7 лет. Включает два уровня - не программируемый и программируемый.
В процессе работы с конструктором дошкольники знакомятся с принципами и способами соединения деталей. Полученные знания закрепляются при сборке моделей.
В состав набора «Роботрек малыш-1» входят не менее 277 элементов. В набор «Роботрек малыш-2» - не менее 302 элементов.
В сборке моделей используются контроллеры, датчики, моторы. Блоки могут фиксироваться с 6-ти сторон. Программное обеспечение, применяемое при работе с ПК, на базе Arduino IDE с визуальной средой программирования. Отсутствует необходимость создания и редактирования кода. Готовые скетчи программ помогают детям осваивать алгоритмику. Электронные карты сборки робототехнических систем поставляются в комплекте.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
1. Ребенок знает технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
3. Сформированы представления о строительных элементах конструктора «Роботрек малыш» и их конструктивных свойствах.
4. Развита способность находить конструктивные решения и анализировать собственные сооружения.
5. Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями об электронике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
6. Развит интерес к конструктору «Роботрек малыш» и желание действовать с ним.
7. Сформированы навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.
1.6. Диагностика освоения Программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Диагностика разработана на основе игровых заданий, бесед, обсуждений и наблюдений из методического пособия Фешиной Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май.
Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
Критерии освоения Программы :
Анализ производится по трё м критериям:
1. Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень
2. Знания не конкретные (путается, ошибается, допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого - средний уровень
3. Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень.
Диагностическая карта
Фамилия,
имя ребенка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные
постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппами Строит по образцу Строит по инструкции Умеет рассказать
о постройке
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты диагностики должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его развития, а также индивидуально-типологические особенности.
II. Содержательный раздел
2.1. Вариативные методы, приемы и технологии
реализации Программы
Основные методы и приемы организации кружка по Программе имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом специфики развития и возраста детей, их образовательных потребностей и интересов.
Методы взаимодействия с воспитанниками
Наглядный метод. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Применение наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе взаимодействия используются вопросы к детям.
Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Основные приемы обучения на основе
«Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2» :
1. Конструирование по образцу
Это показ приемов конструирования игрушки или конструкции.
Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части конструкции.
2. Конструирование по модели
В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать конструкцию. В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.
3. Конструирование по заданным условиям
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении конструкции. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, по наглядной конструкции (представленной игрушке) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
5. Конструирование по замыслу
Освоив предыдущие приемы конструирования, дети могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Воспитанники свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети используют постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дошкольники развивают свои конструкторские навыки, основы логического мышления, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Технологии реализации Программы
В Программе применяется комплекс технологий :
1. Здоровьесберегающие и коррекционные технологии.
2. Личностно-ориентированная технология.
3. Технология деятельности.
4. Игровые технологии.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
Перечисленные технологии обеспечивают выполнение Программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
1. Здоровьесберегающие технологии применяются в процессе занятия, чтобы избежать переутомления дошкольников. Технологии по оздоровлению опираются на принцип активности, который характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Используются следующие технологии : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, упражнения корригирующей гимнастики, ритмическая гимнастика, логоритмика.
2. Личностно-ориентированная технология
Применение личностно-ориентированной технологии обеспечивает для ребенка комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде и отвечает всем требованиям и положениям ФГОС ДО.
Педагогическая ценность данной технологии в том, что:
- применяются развивающие методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка 5-7 лет;
- формируется положительная самооценка, уверенность дошкольника в собственных силах и возможностях;
- поддерживаются доброжелательные отношения педагога к воспитаннику в различных видах детской деятельности.
Технология стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу. Тем самым актуализируется ситуация успеха и эмоциональной вовлечённости ребенка в деятельность, создается атмосфера доброжелательности и непринуждённой обстановки.
3. Технология деятельности.
Организуется такое взаимодействие с дошкольником, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация деятельности, в процессе которой воспитанник самостоятельно узнаёт что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций. Он не пассивно воспринимает и запоминает информацию, а сам активно участвует в процессе познания.
Таким образом, через деятельность у него формируются знания и умения, развиваются личностные качества.
4. Игровые технологии
Самым эффективным средством для ознакомления с конструктором и обучения дошкольников являются игровые технологии. Педагог организует взаимодействие с ребенком на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений. Применяются сюжетно-ролевые игры, коммуникативные, динамические, пальчиковые, игры-драматизации.
5. Информационно-коммуникационные технологии
При сборке моделей используются электроника и программирование.
Педагогическая ценность ИКТ состоит в том, что благодаря им появляется возможность разнообразить и обогатить комплекс развивающих методов, приемов и средств для активизации деятельности дошкольника.
Информация предоставляется на экране компьютера в игровой форме и способствует тому, что непроизвольное внимание концентрируется на интересных моментах, зрительное восприятие преобладает над слуховым. Это повышает мотивацию ребенка к обучению, а также результативность освоения знаний и навыков.
2.2. Формы подведения итогов Программы
1. Выставки и фотовыставки построек из конструктора.
2. Конкурсы на лучшее сооружение
3. Видеофильмы и презентации о процессе конструирования.