Палагина Елена
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-мастер»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
Администрации городского округа Чехов
Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52 «Ромашка»
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Лего-мастер»
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель
Палагина Е. В.
г. Чехов 2020
Содержание
Общее положение…. 3
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…. 4
2. Содержательный раздел
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Лего-мастер“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.1. Планирование образовательной деятельности…9
2.2. Методическое обеспечение программы …. …. …. 16
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы…. 17
Список литературы …. 18
Общее положение
Исходными документами для составления программы дополнительного образования технической направленности : «Лего - мастер» для детей 5-6 лет явились:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2017 №41).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 от 18.11.2015 №09-3242)
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов». В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.
Что такое ЛЕГО? Это универсальный конструктор, который имеет ряд преимуществ перед другими видами конструкторов: уникальная пластмасса, большое разнообразие деталей, яркость, качество, безопасность, эргономичный, свобода в выборе тематик, что вызывает со стороны детей большой интерес именно к этому конструктору. У лего конструирования нет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия этим видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цвето - восприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Каждое занятие для ребенка — это творческий процесс. Дети могут работать индивидуально, парами или в группе. Работа в группах позволяет развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Индивидуальная работа даёт возможность ребёнку самоутвердиться, повысить самооценку и уверенность в себе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цель программы :
Формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников, создание условий для развития интереса ребенка к техническим наукам.
Задачи:
образовательные:
-обучать приёмам опытно-исследовательской деятельности,
-учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,
-планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат,
- формировать интерес к науке и технике;
развивающие:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству,
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность,
- развивать мелкую моторику,
- развивать память, внимание.
- развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей;
воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков, воспитывать культуру совместной деятельности;
- воспитание творческой активности, настойчивости в достижении поставленной цели;
- воспитание чувства гражданственности, патриотизма.
Содержание
Программа разработана для детей 5 - 6 лет, рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 36 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 20-25 минут (один раз в неделю);
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- «от простого – к сложному».
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
- Конструирование по образцу— когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
- При конструировании по условиям— образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
- Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Дидактический материал:
- наглядно-демонстрационный
- технологические карты
Ожидаемые результаты.
Дети будут знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
- виды конструкций - плоские, объ мные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Дети будут уметь:
-осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел;
У дошкольников сформируются знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции, научаться фантазировать и творчески мыслить.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- в выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
- Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.
Объем и срок освоения программы – 36 часов, 1 год
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса – детское объединение (кружок)
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - один раз в неделю во вторую половину дня, 25- минут (5-6 лет)
Планируемые результаты - (показатели развития)
Определение результативности освоения программы - выставка, конкурс, итоговое открытое занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – видеозапись, фото, отзывы родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов - аналитическая справка по итогам проведения педагогической диагностики (оценка индивидуального развития ребенка, готовые изделия.
Разрыв страницы
2. Содержательный раздел.
2.1. Планирование образовательной деятельности
План образовательной деятельности кружка «Лего -мастер»
Возраст: 5-6 лет
Периодичность: 1 раз в неделю
Количество детей День недели Итого
10 воспитанников среда В неделю В месяц В год
1 4 36
Календарный график
Месяц Тема Цель/задачи Кол-во
часов
Сентябрь 1 неделя
«В гостях у ЛЕГО» Техника безопасности;
-Закрепление названий деталей,
-Д/и «Разложи детали по местам»
Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO;
-Д/и «Таинственный мешочек»
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. 1
2 неделя
«А у нас во дворе» -Закреплять полученные навыки;
-Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки;
- Учить работать в парах создавая единый проект;
- Развивать творческую инициативность 1
3 неделя
«ЛЕГО – мозайка» - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей,
- Закреплять умение работать по схеме,
- Закреплять состав числа,
- Развивать мелкую моторику,
- Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. 1
4 неделя
«Разные домики» -Познакомить с архитектурой домов в разные годы,
- Обсудить строительные материалы для постройки домов,
- Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши,
- Учить строить домики разной величины и длины,
- Развивать способность анализировать, делать выводы. 1
Октябрь 1 неделя
«Беседка» 1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).
- Учить строить беседку. 1
2 неделя
Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей,
- Закреплять состав числа,
- Развивать мелкую моторику рук,
- Развивать внимание, усидчивость.
- Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. 1
3 неделя
Конструирование по замыслу
- Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,
- Развивать творческую инициативность и самостоятельность. 1
4 неделя
«Домашние животные» (собака, кошка, овца) - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек»,
- Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей,
- Учить конструировать животных по образцу и схеме,
- Учить работать парами. 1
Декабрь 1 неделя
Конструирование по замыслу - Закреплять полученные навыки,
- Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,
- Развивать творческую инициативность и самостоятельность. 1
2 неделя
«Ёлка новогодняя» -Познакомить с традициями празднования Нового года в России,
- Закрепить знание о хвойных деревьях,
- Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO,
- Создать Праздничное, предновогоднее настроение 1
3 неделя
«Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» - Продолжать знакомить с символами Нового года в России,
- Учит строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO,
- Создать праздничное, предновогоднее настроение 1
Январь 1 неделя
«Водный транспорт» (катер, пароход) - Закреплять знания о водном транспорте
- Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы,
- Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части,
- Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). 1
2 неделя
Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели). - Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. 1
3 неделя
Светофор, регулировщик - Закреплять знания о светофоре,
- Познакомить с профессией «Регулировщик»,
-Развивать творческую инициативность и самостоятельность. 1
Февраль 1 неделя
«Самолет» - Закреплять знания о воздушном транспорте,
- Познакомить с профессией летчика,
- Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO 1
2 неделя
«Аквариум» - Познакомить с обитателями аквариума,
- Учить конструировать аквариум,
- Учить конструировать рыб из конструктора LEGO
- Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук,
- Развивать усидчивость. 1
3 неделя
Лего-мозаика «Танк в подарок папе» - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля,
- Рассказать о защитниках нашего Отечества
- Воспитывать патриотизм и любовь к Родине,
- Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину.
1
4 неделя
Мозаика «Бабочка» - Закрепить знания о насекомых,
- Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок,
- Учить конструировать симметричный рисунок. 1
Март 1 неделя
«Цветок для мамы» - Познакомить с историей возникновения Международного женского дня,
- Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке,
- Учить конструировать по условиям. 1
2 неделя
Конструирование по замыслу -Закреплять полученные навыки,
- Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,
- Развивать творческую инициативность и самостоятельность. 1
3 неделя
«Моя улица» - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
- Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;
- Закрепить навык скрепления. 1
4 неделя
«Животные на ферме» -Закреплять знания о домашних животных;
- Учить анализировать образец, выделять основные части животных;
- Развивать конструктивное воображение детей. 1
Апрель 1 неделя
«Мы построим новый дом» - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов;
- учить самостоятельному конструированию модели дома;
-закрепить знания о строении дома;
- знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО 1
2 неделя
«Космическая ракета к взлету готова» - Познакомить с первым космонавтом нашей страны,
- Познакомить с профессией космонавта,
- Рассказать о космосе и о планетах,
- Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. 1
3 неделя
Конструирование по замыслу
«Азбука безопасности» - повторить правила дорожного движения;
- закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность 1
4 неделя
«Пожарная часть» - Рассказать о профессии пожарного,
- Учит строить пожарную машину и пожарную часть,
- Выучить телефон пожарной части,
- Проговорить правила поведения при пожаре. 1
Май 1 неделя
Коллективный проект «Парад Победы» - Познакомить с историей праздника 9 мая,
- Учить конструировать военные машины по схеме,
- Конструирование площади для парада по условиям,
- Закреплять умение работать в команде,
- Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. 1
2 неделя
Заключительное занятие. -Рассматривание альбома фотографий с постройками
- Подведение итогов за учебный год 1
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка достижений воспитанников осуществляется в форме устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей.
Входящий: определение первоначального уровня воспитанников (на
первом занятии в виде собеседования).
Промежуточный (тематический) : осуществляется при помощи соревнований, конкурсов. Применяются «контрольные задания», составленные в форме, интересной для воспитанников. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Итоговый: выставка детских работ, в которой принимают участие все воспитанники. Она позволяет не только оценить успешность воспитанников, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты выполнения программы :
- значительное повышение уровня знаний дошкольников в области политехнических наук;
- расширение и обогащение кругозора;
- развитие познавательного интереса;
- формирование интереса к познанию в мире науки и техники;
- развитие навыков безопасного экспериментирования.
2.2. Методическое обеспечение программы
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж,
-наглядные (демонстрация,
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике,
-практические (конструирование,
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приё мы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции,
-творческое задание,
- работа со схемами,
- проект.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методические средства обучения
Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- фотографии.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора LEGO;
- компьютер;
Интернет-ресурсы:
3. https://www.lego.com/education/
4. https://www.wroboto.org/
5. https://www.roboclub.ru/
6. https://robosport.ru/
7. https://lego.rkc-74.ru/
8. https://legoclab.pbwiki.com/
9. https://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
1. https://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
2. https://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
3. https://robotclubchel.blogspot.com/
4. https://legomet.blogspot.com/
Список литературы:
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2. М. С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.
3. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего : пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М. ; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
5. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л. Я Гальперштейн. — М. ;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
6. Е. В. Фешина «Леоконструирование в детском саду» : Пособие для пелегогов. М. : изд. Сфера, 2011.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка
В-высокий уровень Ср - средний уровень Н - низкий уровень
Показатели Начало года Конец
года
В С Н В С Н
1 Называет детали Лего
2 Создает модель по образцу
3 Моделирует фигуру человека
4 Моделирует туловище животного (передает характерные особенности животного)
5 Планирует работу с помощью рассказа о задуманном предмете
6 Конструирует по замыслу
7 Координирует работу рук
8 Создает сюжетную композицию
9 Использует понятие устойчивости и прочности конструкции
10 Работа с партнером