Галина Буланова
Дополнительная общеразвивающая программа социально — педагогической направленности «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
Возрастной диапазон: 6-7 лет
Срок реализации программы : 9 месяцев
Автор – составитель:
воспитатель высшей категории
Буланова Галина Леонидовна.
г. Новозыбков, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально — педагогической направленности „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
1. Пояснительная записка….
2. Учебно-тематический план ….
3. Содержание программы….
4. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы…
5. Список литературы…
1. Пояснительная записка.
Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
-примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15);
- материалов книги А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»,2015г.
Основой рабочей программы является примерная парциальная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Образовательная деятельность в осуществляется на государственном языке Российской Федерации (русском, по очной форме обучения.
Актуальность программы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Особенность данной программы состоит в том что входе образовательной деятельности у ребёнка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово – экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономность.
Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие;
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- развивать у детей воображение, коммуникативные способности, навыки взаимодействия со взрослыми и другими детьми;
- формировать первоначальные навыки самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно – трудового и экономического воспитания. Чем младше ребёнок, тем теснее и глубже должна быть взаимосвязь.
А так же программа основывается на следующих принципах:
- научности;
- доступности
-оптимальности в отборе содержания и определений.
Программа состоит из четырёх блоков (разделов) :
- «Труд и продукт (товар)».
- «Деньги и цена (стоимость)».
-«Реклама : правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности».
- «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми. Состав группы -25 человек.
Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на учебный год с 01.09.2021 по 31.05.2022 г.
Режим занятий:
№ п/п Срок Количество занятий Количество часов
1 Неделя 1 30 мин
2 Учебный год 36 18 часов
Занятие проходит 1 раз в неделю в четверг в 16.00 – 16.30
Форма обучения — очная.
Планируемые результаты освоения Программы.
В процессе нравственно – трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
В результате освоения Программы дети :
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет – магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист);
- знают и называют разные виды рекламы, её назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещевом мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши и др.)
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относится к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей.
Выставки детских работ, викторина, сюжетно – ролевые игры.
Критериями выполнения программы служат : знания, умения и навыки детей.
Формы подведения итогов реализации программы.
- рисование, решение арифметических задач, викторина, праздник по теме;
- Фото отчёт о проделанной работе.
2. Учебный план подготовительной к школе группы на 2021 – 2022 учебный год
Календарный учебный график в подготовительной к школе группы
на 2021 – 2022 учебный год.
№ п/п Месяц Чис-
ло Время
проведения
занятия Форма занятия
Кол- во
часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Раздел: «Труди продукт труда (товар)»
1 Сентябрь 02 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Рисование «Как я помогаю близким». группа текущий
2 Сентябрь 09 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Подвижная игра «Выбор профессии». группа текущий
3 Сентябрь 16 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга». группа текущий
4 Сентябрь 23 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Выразительное чтение стихов о труде и профессиях. группа текущий
5 Сентябрь 30 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Беседа о труде. группа текущий
6 Октябрь 07 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Загадки о труде и профессиях. группа текущий
7 Октябрь 14 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Игра «Какие ошибки допустил художник». группа текущий
8 Октябрь 21 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Рисование «Моя будущая профессия» группа текущий
9 Октябрь 28 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Оригами «Игрушка своими руками». группа итоговый
Раздел: «Деньги и цена (стоимость)»
10 Ноябрь 11 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Викторина «О какой сказке идёт речь». группа текущий
11 Ноябрь 18 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Интерактивное занятие по мотивам сказки «приключение монетки». группа текущий
12 Ноябрь 25 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Пословицы и поговорки о деньгах. группа текущий
13 Декабрь 02 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик». группа текущий
14 Декабрь 09 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Рисование «Монеты моей страны». группа текущий
15 Декабрь 16 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад». группа текущий
16 Декабрь 23 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение сказки Б. М. Минина «Муравьи и старый горшочек». группа текущий
17 Январь 13 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили». группа текущий
18 Январь 20 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Беседа «В общем о деньгах». группа текущий
19 Январь 27 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» группа текущий
20 Февраль 03 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Рисование «Мой вклад в бюджет семьи». группа текущий
21 Февраль 10 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Беседа «История денег в России». группа текущий
22 Февраль 17 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Аппликация «Необычные формы денег». группа текущий
23 Февраль 24 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Решение арифметических задач. группа итоговый
Раздел: «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
24 Март 03 16.00-16. 30 интегрированное 30 мин Викторина: «О какой сказке идёт речь». группа текущий
25 Март 10 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Сюжетно – ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». группа текущий
26 Март 17 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Рисование «Моя любимая реклама». группа текущий
27 Март 24 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля». группа текущий
28 Март 31 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Беседа о рекламе. группа текущий
29 Апрель 07 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Рисование «Фантастическая реклама» группа итоговый
Раздел : «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
30 Апрель 14 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Игра – эстафета «Хорошо - плохо» группа текущий
31 Апрель 21 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка» группа текущий
32 Апрель 28 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». группа текущий
33 Май 05 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Обсуждение смысла пословиц и поговорок. группа текущий
34 Май 12 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Выразительное чтение стихов о бережливости и труде. группа текущий
35 Май 19 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Мини – беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту». группа текущий
36 Май 26 16.00-16.30 интегрированное 30 мин Праздник «Мы бережливые». группа итоговый
Учебно-тематический план:
Дата Тема Программные задачи
Раздел: «Труди продукт труда (товар)»
1
02.09.21 Рисование «Как я помогаю близким». Формировать умение передавать в рисунке тему. Закрепить названия знакомых профессий. Развивать фантазию, творчество, воображение.
2
09.09.21 Подвижная игра «Выбор профессии». Учить правильно называть разные профессии. Развивать у детей ловкость, скорость реакций, и умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
3
16.09.21 Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга». Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, уважать людей умеющих трудиться.
4
23.09.21 Выразительное чтение стихов о труде и профессиях. Формировать умение внимательно слушать стихи о профессиях родителей детей группы. Учить отвечать на вопросы, поддерживать беседу о профессиях. Активизация словаря: рабочее место, рабочее время, заработная плата.
5
30.09.21 Беседа о труде. Сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, продолжать знакомить с профессиями взрослых. Учить уважатьлюдей умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
6
07.10.21 Загадки о труде и профессиях. Продолжать формировать представление о содержании деятельности людей разных профессий. Развивать умение отгадывать загадки. Воспитывать любовь к труду.
7
14.10.21
Игра «Какие ошибки допустил художник». Формировать умение играть, учить находить ошибки. Развивать память, логическое мышление, внимание. Активизация словаря: профессии, предметы труда.
8
21.10.21 Рисование «Моя будущая профессия» Развивать умение передавать в рисунке профессию. Стимулировать деятельность детей, проявление творчества и изобретательности. Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
9
28.10.21 Оригами «Игрушка своими руками». Формировать умение работать с бумагой в технике оригами. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью. Развивать внимание, творческие способности.
Раздел: «Деньги и цена (стоимость)»
10
11.11.21 Викторина «О какой сказке идёт речь». Формировать умение у детей правильно узнавать и называть сказки. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.
11
18.11.21 Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки». Дать представление дошкольникам о денежных знаках нашей страны. Сформировать отношение к деньгам как части культуры страны. Активизация словаря: деньги, монеты.
12
25.11.21 Пословицы и поговорки о деньгах. Познакомить детей с новыми пословицами и поговорками о деньгах. Развивать память мышление, внимание.
13
02.12.21 Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик». Познакомить детей с новой сказкой. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, выражать своё мнение. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях связанных с деньгами.
14
09.12.21 Рисование «Монеты моей страны». Учить детей рисовать монеты. Познакомить с деньгами разных стран. Стимулировать деятельность детей, проявление творчества и изобретательности. Воспитывать бережное отношение к деньгам.
15
16.12.21 Обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад». Познакомить детей с новой сказкой. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, выражать своё мнение.
16
23.12.21 Обсуждение сказки Б. М. Минина «Муравьи и старый горшочек». Познакомить детей с новой сказкой. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, выражать своё мнение.
17
13.01.22 Кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили». Раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег. Разъяснить, почему важно бережно относиться к ресурсам. Продолжать знакомить детей с деньгами РФ. Научить дошкольников рационально распоряжаться деньгами.
18
20.01.22 Беседа «В общем о деньгах». Сформировать и закрепить представление у детей о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
19
27.01.22 Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» Сформировать у детей понимание возможности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье. Активизация словаря: накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет.
20
03.02.22 Рисование «Мой вклад в бюджет семьи». Развивать воображение, творческие способности, умение выразить в рисунке свои мысли. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи.
21
10.02.22 Беседа «История денег в России». Расширять знания детей о деньгах, эволюции форм денег. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия.
22
17.02.22 Аппликация «Необычные формы денег». Развивать у детей фантазию, творческие способности, воображение. Познакомить с деньгами разных стран.
23
24.02.22 Решение арифметических задач. Научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10с опорой на наглядность.
Раздел: «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
24
03.03. 22 Викторина: «О какой сказке идёт речь». Сформировать умение у детей определять и находить в сказках присутствие рекламы. Дать представление о рекламе.
25
10.03.22 Сюжетно – ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». Сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания, о содержании деятельности людей, которые работают в пиццерии.
26
17.03.22 Рисование «Моя любимая реклама». Формировать умение у детей отличать реальные потребности от навязанных. Развивать творческие способности.
27
24.03.22 Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля». Формировать умение внимательно слушать сказку. Формировать умение анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, различать рекламные уловки.
28
31.03.22 Беседа о рекламе. Сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе. Учитьдетей правильно определять свои финансовые возможности. Поощрять объективное отношение к рекламе.
29
07.04.22 Рисование «Фантастическая реклама» Дать детям представление о назначении рекламы. Развивать воображение, творческие способности.
Раздел: «Полезные экономические навыки привычки в быту»
30
14.04.22 Игра – эстафета «Хорошо - плохо» Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр. Развивать внимание, быстроту, ловкость.
31
21.04.22 Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка» Формировать представление у детей о том, что к вещам нужно относится бережливо, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
32
28.04.22 Обсуждение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Продолжать учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающими вещевым миром, бережного отношения к вещам.
33
05.05.22 Обсуждение смысла пословиц и поговорок. Познакомить детей с пословицами и поговорками о бережливости, экономичности. Формировать умение понимать смысл пословиц.
34
12.05.22 Выразительное чтение стихов о бережливости и труде. Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора. Учить внимательно слушать стихи, находить смысл, правильно излагать свои мысли.
35
19.05.22 Мини – беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Формировать у детей полезные навыки и привычки в быту. Воспитыватьбережное отношение к своим вещам, экономии воды, электроэнергии.
36
26.05.22 Рисование «Моя любимая игрушка». Формировать умение рисовать любимую игрушку. Развивать творческие способности.
37
26.05.22 Праздник «Мы бережливые». Продолжать формировать у детей понимание целесообразности бережливости. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещевым миром, бережного отношения к вещам.
3. Содержание программы.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Образовательный процесс включает две составляющие:
1) совместная непринуждённая партнёрская деятельность взрослого с детьми;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Организующими являются формы совместной деятельности взрослого и детей:
- игровая;
- познавательно – исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы.
Приё мы и методы обучения:
1. словесный (объяснение, уточнение, пояснение);
2. наглядный (показ видеоматериалов, использование схематических изображений-алгоритмов денежных средств, иллюстраций, наблюдение, показ образца с одновременным объяснением);
3. практический (обыгрывание финансовых ситуаций в жизни).
Методы, в основе которых лежит форма организации познавательной деятельности на занятии:
1. фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
2. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
3. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
4. познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).;
5. систематизирующий (беседа по теме и т. д.);
6. контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
4. Материально – техническое обеспечение реализации Программы.
МБДОУ имеет всё необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, оснащена и оборудована:
- учебно – методическим комплектом программы;
- групповым помещением для занятий, обеспечивающих образование детей через игру, общение и другие формы;
- оснащена предметно – развивающая среда, материалы, оборудование подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;
- оснащена мебелью, техническим оборудованием, спортивным и хозяйственным инвентарём для художественного творчества, есть музыкальные инструменты.
5. Список литературы.
1. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию,2021.
2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита – пресс, 2016
3. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников, 2017
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада//Дошкольное воспитание,1995 №9
5. Хламова Н. А Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада.
6. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет М. : «Вента - Граф»,2015
7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вента - Граф»,2015
8. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России., 2005.
Интернет- ресурсы:
www.cbr.u - официальный сайт Банка России
fincult.into - сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки. рф - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
вашифинансы. рф - сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружим с финансами