Светлана Попова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Читайка»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-7 лет
Составитель:
Попова С. А.
старший воспитатель
2023- 2024 уч. г.
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Маленькая страна»
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Читайка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
2. Полное название программы Дополнительная образовательная программа «Читайка»
3. Сведения об авторах:
3.1. Ф. И. О. автора-составителя, должность Попова Светлана Александровна, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Маленькая страна», Тамбовский район
3.2. Ф. И. О. педагога реализующего программу, должность Попова Светлана Александровна, старший воспитатель
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Устав МАДОУ детский сад «Маленькая страна».
4.2. Область применения дополнительное образование
4.3. Направленность социально-педагогическая
4.4. Тип программа общеразвивающий
4.5. Вид программы модифицированная
4.6. Возраст обучающихся по программе 5-7 лет
4.7. Продолжительность обучения 1 год
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте.
Актуальность разработки программы «Читай-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы. Предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и грамоте на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской системы обучения грамоте и чтения Л. Ю. Бондаревой «Упражнения на каждый день: «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников», и дидактических материалов в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами», (автор Н. В. Дурова).
Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными принципами дифференцированной теории для работы как с дошкольниками (подготовка к обучению грамоте, развитие всех психических процессов, так и со школьниками, имеющими нарушения письменной речи и проблемы с чтением. Для детей различного возраста (от 5—8 лет) и разного интеллектуального уровня развития — от нормы до задержки психического развития и до олигофрении, потому что все строится на методе дидактической (обучающей и развивающей) игры.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала. Который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Педагогическая целесообразность.
Образовательная программа «Читай-ка» носит социально-педагогическую направленность, в ходе реализации происходит преодоление у детей недоразвития некоторых психических функций, то есть коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха и восприятия, мышления; логического и ассоциа-тивного. Овладение навыками уверенного слогового чтения. Приобретения умения безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Конспекты занятий содержат большое количество кроссвордов, загадок и стихотворений, причем грамматические и лексические задания «вплетены» в стихотворный текст. И ребенку необходимо максимально сосредотачивать свое слуховое внимание для того, чтобы уяснить цель предлагаемого занятия, но это не утомляет детей, а способствует их высокой активности и заинтересованности.
Практически все занятия строятся на различных игровых сюжетах: «Путешествие вместе с Алисой по Стране Чудес», «Путешествие на корабле-загадке» и т. д. Упражнения и задания даются не от лица педагога, а различных сказочных персонажей этого занятия. Упражнения и развивающие игры органично вплетаются в сюжет занятия, в том числе и тематические динамические разминки, и зрительная гимнастика.
Внутри одного конспекта занятия есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают пока еще низкий уровень знаний и навыков, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода.
После курса обучения по данной программе динамика развития детей достаточно высокая и соответствует (на конец учебного года) рамкам ФГОС и ФОП,а по некоторым параметрам превышает его (развитие звукобуквенного анализа и синтеза).
Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в рамки 25—30 минут.
В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, авторские ортопедические минутки, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья. Эти упражнения занимают совсем немного времени на занятии, но в конечном итоге каждый ребенок усваивает навык правильной осанки, учится снимать напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, глаз. Внутри одного занятия все время происходит смена позы ребенка; в конечном итоге дети показывают высокие результаты при усвоении материала, не спешат «выбежать» побыстрее для разминки, потому, что все это было в достаточной мере педагогом предложено на занятии.
Цель программы : формирование элементарных навыков чтения группы детей с различным уровнем имеющихся у них на данный момент знаний и навыков: от не умеющих читать до читающих бегло целыми словами и слогами.
На занятиях по обучению чтению ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Задачи:
Обучающие:
1. Поэтапное обучение детей чтению.
2. Актуализация знаний детей о звуках и буквах алфавита (понятия и признаки гласных и согласных звуков, звукобуквенный анализ и синтез).
3. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов,
а так же различным способом делением слов на слоги, пользуясь моделями слов и слогов.
4. Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой
анализ слова).
Развивающие:
1. Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия:
2. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
3. Развитие навыков плавного слогового чтения.
4. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
1. Формирование мотивации к обучению,
2. к сохранению своего здоровья,
3. желание помочь другому (животному или сказочному персонажу,
4. выработка у детей волевых качеств.
Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре.
В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения.
Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображения предметов, стилизованных и «зашумленных» букв, букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания, игр типа «Что изменилось?», «Определите по контуру нарисованный предмет» и т. д.
Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения; по веревочке, по ступенькам, по ломаной линии, по волнам и т. д. Это совершенствует плавное слоговое чтение.
На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.
Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений с мышц.
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
Форма организации занятий – подгрупповая (до 10 человек).
Основной формой работы с детьми является игровое занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей:
– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25-30 минут (1 академический час).
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Режим занятий.
Количество недель Количество занятий Количество часов
36 36 36
Методические условия реализации программы
Организационная структура занятий предоставляет обучающимся детям возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно-поискового характера.
Структура Занятия
Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина. Начинается оно с представления детям изучаемого звука:
• представление звука:
• соотнесение с каким-либо неречевым звуком;
• знакомство с артикуляционным укладом при его произнесении;
• характеристика звука: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий»;
• выделение звука на слух из рада звуков, из слов, в дальнейшем — из предложений.
Далее идет знакомство с буквой:
• закрепление образа буквы, которая стилизована (врисована в какой-нибудь предмет);
• сравнение образа изучаемой буквы с ранее изученными буквами, близкими по написанию;
• чтение слогов и слов с этой буквой;
• применение разных способов чтения (чтение по ступенькам, по веревочке, по горкам и т. д.).
Далее идут игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, для развития связной речи и обогащения словарного запаса.
Каждый ребенок, участвует в работе по выполнению предложенного игрового задания, рассказывает о ходе выполнения задания.
На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными видами деятельности (Социально - коммуникативным, речевым, познавательным, и др.).
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на занятиях развития речи, окружающего мира, ФЭМП, но и углубляют их:
коммуникация – развитие устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
«Чтение художественной литературы» использование художественных произведений для обогащения содержания.
«Познание» - расширение кругозора в сфере изучения природы, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере ФЭМП – понятие пространства, работа с геометрическими фигурами;
Физическая культура» - Развитие мелкой моторики;
«Здоровье» формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Формы и методы, используемые при реализации программы.
В ходе проведения занятий как основные используются следующие методы и подходы:
- игровой;
- индивидуальный;
- личностный;
- продуктивный;
- проблемно-поисковый.
В процессе активной работы большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур, предложений (слова – иллюстрации, составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации, Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
Критерии результативности программы
В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий.
Дети должны уметь после курса обучения:
делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова;
• производить анализ слов из 8—9 звуков;
• находить место определенного звука в слове, называть «соседей» этого звука;
• четко дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
• уметь самостоятельно давать характеристику звука по звучанию и артикуляционному укладу;
• владеть схематическим звуковым разбором слова;
• определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова;
• составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения;
• владеть достаточным лексическим запасом;
• дети совершенствуют навык чтения, самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам и целыми словами;
• иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия и внимания;
• овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению;
• у детей отмечается очень хорошее развитие мотивации к сохранению своего здоровья.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Виды и формы контроля освоения программы :
- текущий (игровые тренировочные задания);
- итоговый. Диагностика сформированности процессов чтения.
Критериями освоения программы служат : знания, умения и навыки:
– строить сложные предложения разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение
гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевают сознательным, плавным чтением.
–дети должны уметь работать в паре и в коллективе.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Где имеется хорошее освещение и помещение периодически проветриваться. В наличии имеется раздевалка.
Кадровое обеспечение программы.
Кадры реализации данной программы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС и ФОП, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.