Татьяна Нестерова
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Адресат программы: воспитанники 3-5 лет
Срок реализации программы: 7 месяцев
Разработчик программы:
Нестерова Т. В. – воспитатель
Новокузнецкий городской округ, 2022
Содержание
Паспорт программы…. …3
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка….….5
Учебно - тематический план….….9
Содержание программы …. 10
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Радуга красок“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
Планируемые результаты….…16
Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график….…16
Условия реализации программы….….…16
Формы аттестации….….…. 17
Оценочные материалы….….….…17
Материально-техническая база….…. …. 18
Иные компоненты:
Список литературы….…. …. …. 19
Паспорт программы
Наименование Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга красок»
Авторы-составители программы Нестерова Т. В. – воспитатель
Направленность программы Художественная
Уровень освоения содержания программы Стартовый
Цель программы Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования, формирование всех психических процессов и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи программы
• познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. ;
• побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами;
• отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка;
• учить придумывать и создавать композиции и образы;
• учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;
• формировать художественно-эстетический вкус;
• прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
• развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движений рук;
• развивать у воспитанников творческие способности;
• обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
• способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
• повышать самооценку детей;
• воспитывать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.
Возраст воспитанников 3-5лет
Год разработки и корректировки программы 2022
Срок реализации программы 01.10.2022-30.04.2023
Планируемые результаты Дети овладевают определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявляют и осознают свои способности.
Представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Нормативно-правовое обеспечение разработки, утверждения программы Приказ № 113 от 30.08.2022г «Об утверждении локальных актов»
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Адресат программы: данная программа рассчитана на детей в возрасте – 3-5 лет. Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Значительное развитие детей среднего дошкольного возраста получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Объем и срок освоения программы: 7 месяцев, с 01.10.2022 по 30.04.2023.
Формы обучения и формы организации обучения: очное, тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Режим занятий: подгрупповые занятия продолжительность 20 минут –средняя группа.
Цель программы: Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования, формирование всех психических процессов и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи программы.
• познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. ;
• побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами;
• отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка;
• учить придумывать и создавать композиции и образы;
• учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;
• формировать художественно-эстетический вкус;
• прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
• развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движений рук;
• развивать у воспитанников творческие способности;
• обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
• способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
• повышать самооценку детей;
• воспитывать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.
Содержание программы
№ п/п Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть
1 Вводное занятие
«Здравствуй краска» Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Рисование на альбомном листе акварельными красками, гуашью. Изучение и смешивание цветов.
2 «Путешествие по радуге»
(пальчиками) Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Рисование на альбомном листе пальчиками, использование приема примакивания.
3 «Дары осени»
(мятая бумага) Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно. Рисование на альбомном листе корзины красками. Создание «даров осени» отпечатком из комков бумаги.
4 «Осенний натюрморт в вазе». (печатание листьями+ набрызг)
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувство композиции. Рисование на альбомном листе вазы красками по трафарету.
Смешивание красок на листьях и печатание на листе. Использование техники набрызг.
5 «Веточка рябины».
(пальчиками) Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Рисование на альбомном листе веточки рябины пальчиками.
Использование линий,мазков,точечного прикладывание пальца.
6 «Мои любимые рыбки»
(пальчики+ладошки) Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. (рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Рисование на альбомном листе ладошками рыбок, дорисовка деталей до конечного образа. Создание водорослей и пузырьков пальчиками.
7 «Сказочные животные в осеннем лесу».
(Тычок жесткой полусухой кистью + соль + аппликация) Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально Рисование на альбомном листе животного жесткой полусухой кистью, добавление соли для создания размытости и объемности. Приклеивание орешков и листьев из бумаги.
8 «Портрет моей мамы».
(ватные палочки + соль) Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за свою маму. Рисование на альбомном листе ватными палочками лица,шеи,волос. Добавление объема с помощью соли. Дорисовка деталей кистью.
9 Заготовка на зиму «Компот из яблок»
(Оттиск печаткой из яблока) Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. В заранее нарисованной банке приемом печатания изображаются яблоки. Замешивание цветов на самом тампоне/яблоке.
Дорисовка деталей кистью.
10 «Зимний лес».
(набрызг + ватные палочки + зубная паста) Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг.
Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями. Рисование на альбомном листе бумаги в технике набрызг. Используются трафареты елок, кустов и деревьев,которые накладываются на лист бумаги. С помощью зубной щетки наносится зубная паста и «набрызгивается» цвет, далее повторение 3 раза. С помощью ватных палочек изображаются снежинки.
11 «Снежинки».
(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга) Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.
Уметь наносить цвет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус. Рисование на альбомном листе бумаги, происходит наложением краски с водой
на лист и раздутием в трубочку. Клякса корректируется зубочисткой,оформляется контур. Накладывается несколько цветов.
12 «Здравствуй дедушка Мороз»! (жесткой полусухой кистью + вата+ аппликация) Учить детей рисовать лицо жесткой полусухой кистью, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; Учить раскрашивать по частям ; аккуратно работать с клеем и ватой. Рисование на альбомном листе, лицо деда мороза жесткой полусухой кистью, дорисовка глаз и носа. Приклеивание шапки из бумаги; бороды и бровей из ваты.
13 «Новогодняя ночь»
(Техника граттаж) Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Выставка работ «Скоро, скоро Новый год! Рисование на заранее загрунтованном восковыми мелками и черной краской альбомном листе бумаги. Используется техника царапания зубочисткой.
14 «Ёлочка пушистая, нарядная»
(Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками) Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Рисование на альбомном листе бумаги полусухой жесткой кистью ели, дорисовка игрушек пальчиками.
15 «Снегири на ветке».
(тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. Рисование на альбомном листе бумаги снегиря полусухой жесткой кистью, дорисовка деталей кистью. Приклеивание крупы на клей ПВА.
16 «Невиданный зверь».
(кляксография + восковые мелки) Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. Рисование на альбомном листе бумаги, происходит наложением краски с водой на лист и раздутием в трубочку. Клякса дорисовывается восковыми мелками,оформляется контур. Накладывается несколько цветов.
17 «Цветы в горшочке».
(ниткография)
Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Рисование на альбомном листе бумаги цветов в технике ниткография. Раскрашивание нитки краской, наложение и растягивание. Дорисовка стебля и листьев кистью.
18 «Снеговичок» (комкание бумаги, скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Воспитать у ребенка художественный вкус. Рисование на альбомном листе бумаги снеговика, в технике комкания бумаги и прикладывания. Дорисовка деталей кистью.
19 «Плюшевый медвежонок»
(поролоновой губкой) Освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. Рисование на альбомном листе медвежонка поролоновой губкой,дорисовка деталей кистью.
20 «Портрет солдат». (восковые мелки + акварель)
Закрепить умение детей рисовать в технике «восковые мелки+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать; белым восковым мелком.
Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. Рисование на альбомном листе бумаги солдата по шаблону. Раскрашивание акварельной краской, дорисовка восковыми мелками.
21 «Военные корабли».
(по-мокрому + отпечатывание поролоном, + рисование ватными палочками)
Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги).
Выставка работ ко Дню Защитника Рисование на альбомном листе бумаги корабля используя поролон, дорисовка деталей ватными палочками и кистью.
22 «Мимоза».
(тычком + набрызг
+ аппликация) Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.
Выставка к 8 Марта Рисование на альбомном листе бумаги мимозы с помощью техники тычка ватной палочкой. Формирование и приклеивание банта к букету.
23 «Ранняя весна».
(по – мокрому) Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. Рисование весны жесткой полусухой кистью по мокрому листу бумаги.
24 «Подводное царство».
(граттаж + восковые мелки)
Закрепить умения с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Рисование на заранее загрунтованном восковыми мелками и черной краской альбомном листе бумаги. Используется техника царапания зубочисткой.
Дорисовка деталей восковыми мелками.
25 «Волшебные узоры».
(ниткограффия) Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания. Рисование на альбомном листе бумаги фруктов в технике ниткография. Раскрашивание нитки краской, наложение и растягивание. Дорисовка листьев и корзинки кистью.
26 «Улитка»
(восковыми мелками, солью) Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Шаблон улитки на альбомном листе раскрашивается восковыми мелками,аккуратно раскрашивается по частям, обводится по контуру. Для объема используется соль.
27 «Сказочная поляна».
(монотипия предметная) Учить изображать распускающиеся цветы,деревья. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Рисование на альбомном листе сложенном в середине пополам. Гуашью и кистью изображается половина полянки, при складывании листа рисунок получается полным. Кистью дорисовываются детали.
28 «Космос».
(граттаж + набрызг + восковые мелки)Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Выставка ко Дню Космонавтики. Рисование на заранее загрунтованном восковыми мелками и черной краской альбомном листе бумаги. Используется техника царапания стеком,набрызг.
Дорисовка деталей восковыми мелками.
29 «Сакура».
(по - мокрому+ набрызг+ватные палочки+пластиковая бутылка)
Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Рисование на альбомном листе сакуры, с использованием дна бутылки. С помощью ватных палочек добавляются лепестки.
30 Все начинается с семечки.
«Подсолнух».
(аппликация из крупы+акварель+набрызг)Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
Выкладывание аппликации на средине листа с помощью клея и вырезанных лепестков, приклеивание, засыпание середины цветка гречневой крупой на клей ПВА;
Дорисовка деталей кистью, заполнение фона техникой набрызг.
Планируемые результаты
В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения:
Ожидаемый результат:
-технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
-тычок жесткой полусухой кистью
-печать поролоном
-печать бутылкой
-печать пробками
- восковые мелки + акварель
-отпечатки листьев
-рисование ватными палочками
-волшебные веревочки (ниткография).
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в групповом помещении. Группа № 2 находится на втором этаже здания ДОУ, площадь помещения – 53,7 кв. м.
Перечень оборудования, необходимых для реализации программы:
Оборудование:
• Уголок художественного творчества в группе
• Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал
• Инструменты и приспособления:
-акварельные краски, гуашь;
-восковые мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- зубочистки, коктейльные трубочки;
-салфетки;
- природный и бросовый материал;
- стаканы для воды;
-подставки под кисти; кисти, цветная бумага, ножниц, нитки, пластилин.
• Наглядный материал: презентации и иллюстрации; дидактические игры, педагогические эскизы.
Информационное обеспечение:
1. Наличие фотокамеры для подготовки фотоотчетов.
2. Наличие доступа к Интернет-ресурсам для подготовки материалов
Кадровое обеспечение: Нестерова Т. В., воспитатель. Стаж работы в должности – 1 год.
Формы аттестации: итоговое занятие
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценочные материалы: лист наблюдений
Лист наблюдений
ФИ ребенка Создание фона Уровень творческих способностей Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования Передача настроения в рисунке
Методические материалы
Форма организации образовательного процесса: очная.
Методы обучения и воспитания:
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
• наглядно - зрительные / дидактический материал /;
• сенсорно - моторные / обследование /;
• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
• объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
• вопросы / четкие, понятные.
Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
• Пояснения, уточнения;
Практические методы:
• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции.
Дидактические материалы:
1. Учебные и методические пособия.
2. Материалы для практической работы.
Материально-техническое обеспечение:
• Ноутбук
• Музыкальная колонка
• Подключение к электричеству — 220 Вт.
Иные компоненты
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml