Алина Юрьевна
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению мультипликации для детей младшей группы «Мультляндия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
по обучению мультипликации для детей младшей группы «Мультляндия»
Составитель:
Уривалова Алина Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Содержание:
1. Целевой раздел программы
1. Пояснительная записка…. …. …. 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы….…. 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…. 4
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по обучению мультипликации для детей младшей группы „Мультляндия“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей 3-4 лет …. 4
1.1.4. Отличительные особенности Программы …. 5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы…5
1.2.2. Система оценки результатов освоения Программы. …. …6
2. Содержательный раздел Программы
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка….….6
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы ….….7
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…. …7
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…. 7
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…. …. …8
3. Организационный раздел программы
3.1. Комплексно-тематический план работы….…. 8
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды…. …10
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы….…. …11
3.4. Список литературы…. …11
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом возрастных психологических особенностей детей младшей группы.
На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. В этом заключается новизна программы.
Основное направление деятельности кружка – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа кружка включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов!
Программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
5. Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Кугесьский детский сад «Пурнеске» Чебоксарского района Чувашской Республики
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы : создание короткометражных рисованных и пластилиновых мультфильмов, через развитие у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
• обучение основам изобразительной грамоты (лепки, рисование) и формирование художественных знаний, умений и навыков;
Развивающие:
• развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
• развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
• воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
• формировать этические нормы в межличностном общении;
• обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные педагогические принципы в работе с детьми: доступность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей, заинтересованность, перспективность.
1.1.3 Характеристики особенностей развития детей 3-4 лет
Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, одним из главных условий успешности в современном мире становится умение получать информацию и грамотно обрабатывать ее. Различные информационные технологии и мультимедийные средства призваны облегчить и упростить этот процесс. На сегодняшний день почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки, и являются не только способом времяпровождения, но и своего рода средством воспитания. Ведь современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
С одной стороны, при правильно организованном и дозированном просмотре мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, идет развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора;
— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Это подчеркивают Бурухина А. Ф., Гаваза Е. А., Лалетина А. Ф.
Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л. И. Баженова, Г. Н. Козак, С. М. Эйзенштейн, М. И. Яновский, а также работ ряда мультипликаторов (Ю. Б. Норштейн, И. П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
1.1.4. Отличительные особенности Программы
Мультипликация - это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть, благодаря этому информация, которую несут в себе детские мультики, просто бесценна. Детское творчество достойно уважения. Если так огромны открытия детской души в рисунке, то какой мир может открыться в самостоятельных детских фильмах. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Выразительные средства мультипликации наиболее естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и раскрепощения мышления. Обучение визуальному языку необходимо, так как ребенок, завтрашний взрослый не должен заглатывать поток окружающих его картин без разбора и их оценки. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. За время создания фильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития творческих способностей ребенка, а также возможность определить, к какому виду деятельности ребенок имеет больше склонности или способности.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
На конец учебного года дети должны знать и уметь:
• правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;
• обладает способами соединения деталей из бумаги и пластилина;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в изобразительной деятельности
• проявлять творчество в создании своей работы.
- дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
- раскрепощение мышления;
- развитие творческого потенциала;
- формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
- создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках;
- осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
- совершенствование навыков общения;
- самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
1.2.2. Система оценки результатов освоения Программы
Динамику роста детей, занимающихся в кружке, можно будет отследить с помощью диагностики, которая проводиться 2 раза в год – в ноябре и мае. Диагностика состоит из теоретических вопросов, направленных на выявление знаний ребят о создании мультипликационных фильмов. Уровень практических умений будет оцениваться в конце «обучения» через следующие формы подведения итогов: творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия будут проходить 1 раз в неделю с сентября по май. Количество часов в год составляет 34 часа. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» : 10-15 минут.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания отстающим детям.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Для реализации программы будут использоваться следующие методы работы:
а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха); в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Каждое занятие по теме программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Работы, выполненные детьми, будут размещены на официальном сайте учреждения и примут участие в различных конкурсах и фестивалях, имеющих художественно – эстетическую или научно - техническую направленность.
Игровая деятельность.
Структурными характеристиками игры как культурной практики являются:
-сюжетные игры;
-игры с правилами.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть,
рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником
эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний
отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Эффективные формы работы для поддержки детской инициативы:
- Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной
самим ребенком;
-Проектная деятельность;
-Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование;
-Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;
-Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;
-Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития;
- Использование социокультурного окружения (достопримечательности поселка Кугеси, библиотека, парк им. Бичурина….)
3. Организационный раздел программы
3.1. Комплексно-тематический план работы
«Теоретические основы мультипликации»
Вводное занятие.
Теория: «Немного из истории анимации».
Введение в образовательную программу. Диагностика уровня знаний детей. Условия безопасной работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игровые технологии на сплочение коллектива. Сентябрь
«Теоретические основы мультипликации». Теория: Знакомство с видами анимации и этапами создания мультфильмов.
Октябрь
«Создание мультипликации на бумаге»
Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма. «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма». Теория: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев.
Практика: Написание сюжета.
Ноябрь
Операции с предметами «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, героев сказки.
Декабрь – Январь
Работа с фотоаппаратом вместе с воспитателем. Создание анимации на бумаге
«Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге».
Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и
покадровой съемки сюжета
Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма.
Февраль
Знакомство с Windows Movie Maker. «Знакомство с Windows Movie Maker».
Теория: Операции с фильмом: создание, открытие, сохранение, удаление,
перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого
видеофильма, выход из программы. (Создание целостного мультфильма
(монтаж) самого фильма на 1 – ом году обучения осуществляет руководитель
Март
Озвучивание и создание простейшего мультфильма.
«Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса.
Практика: Операции со звуком и музыкой.
Апрель
Выпуск анимационного фильма «Выпуск анимационного фильма».
Теория: Презентация проекта (мультфильма).
Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте.
Май
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС.
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Для достижения наилучшего результата в усвоении программы необходимы :
- кабинет;
- столы для изготовления героев сказки, декораций;
- ножницы для каждого ребенка;
- краски и цветные карандаши;
- пластилин;
- фотоаппарат;
- штатив для фотоаппарата;
- ноутбук, поддерживающий запись голоса, с выходом в интернет;
- программа для монтажа фильмов Windows Movie Maker.
3.4. Список литературы
1. Анофриков П. И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П. И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г.
2. Велинский Д. В. - Новосибирск, 2004 г.
3. Горичева В. С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г.
4. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников/ М. : Палас, 2010.
5. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/
6. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. – Москва. ,1990 г.
7. Леготина С. Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.
8. Хоаким Чаварра, Ручная лепка. – М., 2003г.
Ресурсы Интернета:
1. Интернет- ресурс wikipedia.org
2. Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с детьми" (Фестиваль педагогических идей «открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/643088/)
3. Проект пластилиновый мультфильм https://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m
4. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей https://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
5. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет
– портал «О детстве» https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/14924.html)