Алена Насникова
Дополнительная общеразвивающая программа «По чирлидингу» для детей от 5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«По чирлидингу»
для детей от 5 до 7 лет
Срок реализации 2 года
Составитель программы :
Насникова А. С. инструктор по физ. воспитанию
ФИО, должность
Пгт. Березовка
202__ г
Оглавление
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 11
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 21
Литература: 30
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „По чирлидингу“ для детей от 5 до 7 лет» размещена в разделах
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность, составлена для учреждений дополнительного образования детей по чирлидингу и является основным документом в организации учебно-тренировочного процесса. Нормативно-правовые документы, на основе которых строится программа : на основе директивных и нормативных документов России, Управления по физической культуре, спорту и туризму, Единой Всероссийской квалификации и др.
При разработке настоящей программы использованы результаты научных исследований и практической деятельности ведущих тренеров – преподавателей по подготовке чирлидинговых команд различных возрастных групп, данные научных исследований по проблемам теории и методики юношеского спорта, практические рекомендации специалистов по спортивной медицине, возрастной физиологии и психологии.
Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строится единая рациональная педагогическая система многолетней спортподготовленности на каждом этапе возрастного развития.
Направленность упражнений чирлидинга :
• Развитие творчества детей через музыкальные движения;
• Увеличение двигательной активности детей в режиме дня;
• Формирование навыков общения у детей в коллективной деятельности, командного духа, привычки к здоровому образу жизни;
• Формирование у детей навыков деятельности в разновозрастной группе;
• Определение места детей в группе посредством установления им амплуа, которое требует наличия специальных качеств;
• Положительные эмоции от выступлений на публике.
1.1. Актуальность и новизна
Использование новых технологий в области физкультуры и здоровья позволяет формировать у детей старшего дошкольного возраста более осознанное отношение к физической культуре. Популярность чирлидинга быстро растёт. Это новое направление интересно для людей разных возрастов, но в первую очередь детей дошкольного возраста.
Чирлидинг – это яркий интересный вид спорта. С помощью чирлидинга можно организовывать досуг детей, а также интересно проводить спортивные мероприятия и праздники. Этот новый синтетический вид спорта включает в себя элементы акробатики, спортивных танцев, хореографии и многое другое, что в свою очередь привлекает детей.
На оригинальном языке – CHEERLEADING – cheer – это возглас, крик, призыв, leader- лидер. Чирлидеры – спортсмены, девочки и мальчики, которые занимаются чирлидингом.
Чирлидинг пропагандирует здоровый образ жизни и позитивные отношения между людьми – доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание и доверие. Чирлидеры выходят на спортивные площадки, чтобы создать атмосферу красоты и привлекательности, проводят ли они свои черлидинговые соревнования или участвуют в качестве группы поддержки в соревнованиях других видов спорта. И им это отлично удаё тся: трудно пропустить шоу сочетающее в себе невероятную пластику, отточенность движений, а также различные акробатические трюки спортсменок в ярких костюмах.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят занятия физическими упражнениями, особенно занятия, проводимые с элементами чирлидинга. Это направление одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных. Доступность чирлидинга основывается на простых шагах, базовых положениях рук, прыжках и танцах, задействует самые разные группы мышц. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности. Наиболее понятным доступным для детей дошкольного возраста является направление ДАНС, которое включает в себя упражнения на согласованность движений с музыкой, танцевальные движения, элементы художественной гимнастики, хореографии, различные прыжки.
1.2. Цель и задачи программы :
Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников.
Основная задача - совершенствование уровня общей физической подготовки дошкольников средствами чирлидинга. Создание благоприятных предпосылок для раскрытия потенциальных возможностей. Чирлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Её средства: элементы гимнастики, акробатики, танцы, яркие атрибуты – программы, где можно кричать, эмоционально выражать свои чувства. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
К частным задачам относятся
Образовательные:
• Ознакомить детей с историей возникновения и развития чирлидинга
• Изучить базовые элементы чирлидинга.
• Теоретическая подготовка.
Развивающие:
• Оптимизация роста и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
• Развитие органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной системы организма;
• Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
• Развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
• Формирование навыков выразительности, пластичности и изящества танцевальных движений.
• Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении.
• Психологическое развитие через формирование уверенности в себе, правильной самооценки и достижение эмоциональной зрелости.
Воспитательные:
• Расширение возможностей детей в выборе своего жизненного пути, достижение своего личного успеха.
• Создание благоприятных предпосылок для раскрытия потенциальных возможностей детей.
• Социальное развитие через сотрудничество, конкуренцию.
• Развитие у чирлидеров сплочённости, чувства команды, потребности в поддержке коллектива, за который выступаешь.
• Привитие интереса к чирлидинга
1.3. Отличительные особенности
Отличительной особенностью чирлидинга от других видов спорта является то, что он характеризуется в основном произвольным управлением движением. Действия в минимальной степени ограничиваются какими- либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной, художественной гимнастики.
Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Современная программа международных соревнований включает несколько номинаций: ЧИР, ДАНС, Групповой стант, Партнёрский стант, Индивидуальные. Победители определяются в отдельных программах. Выступления спортсменов оцениваются по бальной системе.
Одно из существенных отличий ЧИР и ДАНС программ – значение композиционного решения. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей команд, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции (как в индивидуальном, так и групповом первенстве).
Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Срок её реализации 3 года.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате использования данной технологии воспитанники будут знать:
• историю развития чирлидинга;
• правила техники безопасности;
• содержание программ «ЧИР», «ЧИР-ДАНС», «ЧИР-ДАНСШОУ»;
• основные обязательные элементы чирлидинга (базовые положения кистей рук, чир-прыжки, лип-прыжки, станты и др.) и технику их исполнения;
Должны уметь:
• отличать чирлидинг от других видов спорта (спортивной акробатики и гимнастики, аэробики);
• выполнять страховку во время исполнения акробатики, стантов, пирамид;
• выполнять технически правильно основные элементы чирлидинга (базовые положения кистей и рук, чир-прыжки, лип-прыжки, стангы и др.);
• соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития общей физической, подготовки, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Приобретают навыки: навыки культурного поведения, быть социально активным, умение работать в коллективе. (требования к знаниям и умениям, которые могут приобрести дети в процессе занятий по программе; компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий);
1.5. Формы педагогической диагностики
Для выявления результативности методической разработки были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов опросов, тестирования, диагностических заданий, участия в показательных вступлениях, в концертной деятельности, активности воспитанников на занятиях и т. п. Мониторинг: контроль ОФП (вводный, текущий, итоговый). Формы подведения итогов: открытое занятие, показательные вступления, участие в соревнованиях по чир спорту.
1.6. Методы отслеживания результативности и критерии оценки достижения запланированных результатов
Основные показатели оценки результата
Время проведения Цель проведения Форма контроля
В начале года Определение уровня ОФП и СФП, мотивации к занятиям Тестирование и анкетирование
В течение года (промежуточный) Определение степени освоения программы, уровня прироста ОФП и СФП. Выявление детей отстающих и опережающих обучение для возможности определения их в группу «групповые станты». Тестирование, видеозапись, протоколы соревнований, грамоты, дипломы, сертификаты.
В конце года Определение уровня изменений показателей ОФП и СФП. Выявление детей отстающих и опережающих обучение, анализ и совершенствование программы Тестирование, соревнования, открытые занятия, контрольные занятия, видеозапись, протоколы соревнований, грамоты, дипломы сертификаты, анкетирование.
Результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Выполнение нормативов по ОФП и СФП Технически правильное выполнение упражнений Тестирование; вводный, промежуточный контроль, сдача зачётов, наблюдение.
Выполнение базовых движений чирлидинга Технически правильное выполнение упражнений, знание терминов базовых движений. Тестирование; оценка выполнения во время соревнований
Овладение техникой выполнения акробатических элементов Технически правильное выполнение акробатических элементов Наблюдение, сдача нормативов, оценка выполнения
Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырё м уровням:
1. Оптимальный - высокий образовательный результат (полное освоение содержание образования, имеет творческие достижения).
2. Достаточный – полное освоение программы.
3. Средний - полное освоение программы, но при выполнении заданий допускаются незначительные ошибки
4. Недостаточный - не полное освоение программы, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план. (1 год обучения)
№ п/п Название разделов, тем. Кол-во часов В том числе Формы аттестации/контроля
Теоретич. Практич.
1. Вводное 3 2 1
1.1 Введение в предмет. «Основные правила занятий черлидингом». 2 1 1 опрос
1.2 Соревнования, совместно с родителями. Собрание. 1 1
2. Базовые элементы черлидинга. 40 11 29
2.1 Положение тела, положение рук во время движения. 3 1 2
2. 2 Положения кистей: кулак, клинок, клэп (хлопок, клэсп (пряжка). 3 1 2
2.3 Положения ног, Виды комбинаций. 3 1 2
2.4 Точность, чёткость выполнения танцевальных движений. 2 2
2.5 Синхронность выполнения. 3 3
2.6 Виды прыжков. 3 1 2
2.7 Техника выполнения прыжков. 3 1 2
2.9 Виды прыжков. 4 1 3
2.10 Силовая подготовка 4 1 3
2.11 Выполнение стантов и безопасность. Правила споттеров. 4 1 3
2.12 Правила личной безопасности. 1 1
2.13 Отработка элементов 7 2 5 зачет
3. Хореография. 10 3 7
3.1 Освоение элементов хореографической подготовки. 5 2 3
3.2 Упражнения для рук на основе классических позиций. 5 1 4
4. Общая и специальная физическая подготовка. 23 6 17
4.1 Общеразвивающие упражнения. 4 1 3
4.2 Танцевальные шаги, комбинации. 3 1 2
4.3 Совершенствование выразительности. 3 1 2
4.4 Упражнения на растягивание. Различные виды махов. 5 1 4
4.5 Совершенствование музыкальности. 3 1 2
4.7 Упражнения на пресс. 4 1 3
4.8 Сдача контрольных нормативов. 1 1 диагностика
Итого: 76 22 54
Учебный план. (2 год обучения)
Название разделов, тем. Кол-во часов В том числе Формы аттестации/контроля
Теоретич. Практич.
Вводное 3 2 1
Введение в предмет. Повторение «Основные правила занятий черлидингом». 2 1 1 опрос
Соревнования, совместно с родителями. Собрание. 1 1
Базовые элементы черлидинга. 40 11 29
Положение тела, положение рук во время движения. 3 1 2
Положения кистей: кулак, клинок, клэп (хлопок, клэсп (пряжка). 3 1 2
Положения ног, Виды комбинаций. 3 1 2
Точность, чёткость выполнения танцевальных движений. 2 2
Синхронность выполнения. 3 3
Виды прыжков. 3 1 2
Техника выполнения прыжков. 3 1 2
Виды прыжков. 4 1 3
Силовая подготовка 4 1 3
Выполнение стантов и безопасность. Правила споттеров. 4 1 3
Правила личной безопасности. 1 1
Отработка элементов 7 2 5 зачет
Хореография. 10 3 7
Освоение элементов хореографической подготовки. 5 2 3
Упражнения для рук на основе классических позиций. 5 1 4
Общая и специальная физическая подготовка. 23 6 17
Общеразвивающие упражнения. 4 1 3
Танцевальные шаги, комбинации. 3 1 2
Совершенствование выразительности. 3 1 2
Упражнения на растягивание. Различные виды махов. 5 1 4
Совершенствование музыкальности. 3 1 2
Упражнения на пресс. 4 1 3
Сдача контрольных нормативов. 1 1 диагностика
Итого: 76 22 54
2.2. Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Основная форма проведения – организованная деятельность. В структуру занятий по физической культуре входят 3 части: подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть включает в себя разминку, разогрев всех мышц, подготовку к выполнению новых движений, а также упражнения на сосредоточение внимания. Подготовительная часть занимает от 7 до 10 минут, в зависимости от цели занятия.
Основная часть длится 12 -15 минут, занимает большую часть времени, направлена на повторение пройденного материала, разучивание новых упражнений, совершенствование техники выполнения, отработку согласованности движений с музыкой, синхронности.
Структура основной части изменяется в зависимости от: цели занятия, направленности, вида тренировки.
В заключительной части решаются задачи восстановления организма детей после физической нагрузки. По времени занимает 5-7 минут.
Используются упражнения с наименьшей нагрузкой. К таким упражнениям относятся упражнения в растягивании и расслаблении мышц, элементы самомассажа, а так же спокойные музыкальные игры и творческие задания.
Виды занятий: тренировка, поход, экскурсия, конкурс, соревнование.
Основные формы работы с детьми: групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в парах, в группах.
Приё мы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Наглядно - иллюстративный, самостоятельная работа, поисковый, анализ, обобщение,
Систематизация, взаимопроверка, самопроверка, самоуправление.
2.3. Методы и приёмы образовательной деятельности.
Основная форма кружковой деятельности - занятия тренировочного типа с элементами игры, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование физических способностей каждого ребёнка.
Процесс обучения делится на три этапа:
• Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению).
• Этап углублённого разучивания.
• Этап закрепления и совершенствования.
Начальный этап: характеризуется созданием предварительного представления об упражнении.
Педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнение, а дети пытаются повторить увиденное.
Этап углублё нного разучивания: основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Используются различные приёмы и методы для наиболее эффективного запоминания упражнения.
Этап закрепления и совершенствования: ведущую роль играют методы разучивания в целом – соревновательный и игровой.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1Условия реализации программы
Тренер ведёт педагогический контроль уровня физического развития ребёнка и состояния здоровья. Группа формируется с письменного разрешения врача. Организованная деятельность проводится в спортивном зале, отвечающем всем гигиеническим требованиям. Инструктор ведёт журнал посещаемости занятий, где отмечает весь объём учебного материала, педагогический контроль и достижения самих занимающихся. Работа ведётся в тесном сотрудничестве с педагогом по акробатике.
Основными средствами реализации программы являются :
- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;
- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности с пампонами;
- физические упражнения на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, матах).
информационное обеспечение: – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Методическое обеспечение программы.
Учебно-тематический план;
Спортивное оборудование: маты, скамейка, помпоны, шведская стенка;
Картотека комплексов упражнений;
Аудиотека для музыкального сопровождения
Формы аттестации.
Процедуры оценивания: самостоятельная работа, тестирование, зачёт, участие в конкурсах, соревнованиях.
Отслеживание результатов осуществляется через:
• Открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов
• Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня
• Видеоматериал
• журнал посещаемости,
• материал анкетирования и тестирования
• Фотоотчёты
• Интернет ресурсы
• Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
• грамоты, дипломы
Контроль за освоением учебного материала проводится в форме тестирования, сдачи нормативов, участия в соревнованиях и показательных выступлениях.
3.2. Практическая часть учебной программы
Базовые элементы черлидинга
Положение тела.
Положение кистей: кулак, клинок, клэп (хлопок, клэсп (пряжка).
Положение рук:
Руки строго вниз, прижаты к туловищу;
Руки или кулаки на бёдрах;
Хай (высокое) v
Лоу (низкое)v
Т;
Ломаное Т;
Тач –даун;
Форвард Панч (удар кулаком вверх);
Правая диагональ (правая рука вверх);
Левая диагональ (левая рука вверх);
Правое L; левое L;
Кинжалы;
Лук и стрела;
К
Положения ног:
Положения стоя (ноги вместе или врозь);
Положения сидя (комбинация положения стоя с коротким выпадом вперёд, ноги врозь, колено согнуто, одно бедро слегка повёрнуто наружу, вес тела перенесён на бедро);
Передвижения (перекрещивание ног; положение «поп - ту»);
Выбросы (махи) ног, как средство выделения слов чира, чанта или для того, чтобы
поставить ногу в другое место;
Выпады (стоя вправо, вперёд, назад);
Стойка на колене (стойка на коленях, передняя стойка на колене);
Положения сидя (ноги прямые, вытянуты вперёд, согнуты в индийском стиле, согнуты вниз, шпагат);
Положения лёжа (ничком, навзничь);
Прыжки
Необходимые условия для прыжков:
Растяжка;
Комплексная тренировка;
Силовая подготовка.
Техника выполнения прыжков:
Подготовка. (руки в положении хай v, ноги вместе, вес тела перенесён на носки ног, голова поднята, плечи направлены назад и расслаблены. Перед выполнением один из черлидеров считает «5,6,7,8», для того, чтобы задать темп и обеспечить синхронность выполнения прыжка);
Взмах. (сразу после счёта сделать круговой взмах руками и вытянуть их перед собой. Колени согнуты, стоять на носках ног. Голова поднята, плечи расправлены и расслаблены).
Подъём. (сделать круговой взмах руками, сделать прыжок. Прыгая, сначала необходимо достичь самой высокой точки прыжка, а затем перевести ноги в необходимое положение. В прыжке носки ног вытянуть, руки напряжены, голова – вверх);
Приземление. (на переднюю часть ступни, ноги вместе, руки перед приземлением должны быть в положении Т. Ноги делают маховое движение, необходимое для приземления на обе ноги. Приземляться следует на переднюю часть ступни, а затем вес тела переходит на всю ступню до пятки);
Завершение (выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч, кулаки на бёдра);
Литература:
1. Линда Ре Чеппел. Как стать тренером по черлидингу. – Канада, 2001.
2. Рыбкина О. Н. Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет. – М. : АРКТИ, 2012. – 104с.
3. Тимофеева, Т. Н. Черлидинг для дошкольников / Т. Н. Тимофеева, О. О. Татаринова, М. В. Соколова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10. – С. 68- 75.
4. Цыпина
Н. А. Ритмика. -Москва,2003
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. -Москва,2004
6. КолесниковаС. В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. -Ростов,2005
7. Колодницкий Г. А. Кузнецов В. С., Ритмические упражнения, хореография и игры. -Москва,2004
8. Т. А. Тарасова Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста. -Челябинск,2004