Балютина Светлана Борисовна
Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок оригами для подготовительной группы «Волшебный мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Кружка оригами для подготовительной группы «Волшебный мир бумаги"
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации:1 год
Пояснительная записка
Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа, Кружок оригами для подготовительной группы „Волшебный мир бумаги“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Цель программы
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы
Обучающие: Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.) и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству оригами. Воспитывать трудовые навыки, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возрастные особенности психического развития детей 6 - 7 лет
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Задачи обучения (подготовительная группа)
- обучать детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами : «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть». - продолжать знакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран; с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами. - закреплять знания детей о правилах складывания бумаги : бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям; - развивать память и внимание; творческие способности и исследовательские навыки. Развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. - воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству - оригами. - воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети : - научатся различным приемам работы с бумагой; ориентироваться на листе бумаги; изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу. - будут знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами; знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами; - научатся работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции; добиваться конечного результата; - приобретут умения самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников; находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи. - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Содержательный раздел
В процессе реализации программы кружка «Волшебный мир бумаги» решаются следующие задачи по всем образовательным областям:
ОО «Художественно -эстетическое развитие»
1. совершенствовать умение создавать композиции; 2. развивать мелкую моторику рук и глазомер; 3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию; 4. формировать уважение и интерес к культуре разных народов.
ОО «Познавательно е развитие»
1. продолжать обучать работать с бумагой, используя различные приёмы; 2. закреплять знания об условных обозначениях и их применение в работе по оригами; 3. закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; 4. формировать умение изготовить поделку, опираясь на схемы; 5. совершенствовать представление о цвете, форме и размере; 6. упражнять в узнавании геометрических фигур.
ОО «Речевое развитие»
1. способствовать формированию связной речи; 2. продолжать упражнять в составлении описательных рассказов; 3. активизировать и обогащать словарный запас детей.
ОО «Социально- коммуникативное развитие»
1. формировать навыки культуры труда; 2. формировать умение следовать устным инструкциям; 3. упражнять в умении работать в парах и коллективе; 4. развивать уверенность в себе и своих возможностях.
ОО «Физическое развитие»
1. обеспечивать соблюдение длительности занятий; 2. организовать двигательную активность во время занятия; 3. совершенствовать координацию движений.
Перспективный план работы кружка «Волшебный мир бумаги» (работа с бумагой в технике «Оригами»)
Месяц Недели Тема Автор
Сентябрь 2. «Приемы работы в техники «Оригами»
3. «Знакомство с базовыми формами»
4. «Бумажная сказка» М. И Нагибина с. 36-37
М. И Нагибина с. 38-39
М. И Нагибина с. 40-41
Октябрь 1. «Заяц»
2. «Лиса»
3. «Бабочка»
4. «Рыбка» Цирулик Н. А. стр. 26
Цирулик Н. А. стр. 27
Цирулик Н. А. стр. 28
Цирулик Н. А. стр. 29
Ноябрь 1. «Тюльпан»
2. «Лилия»
3. «Корзиночка»
4. «Шар» М. И Нагибина с. 51
М. И Нагибина с. 52
М. И Нагибина с54
Декабрь 1. «Лиса и заяц объемная аппликация»
2. «Совиное семейство»
3. «Пингвин»
4. «Дед Мороз» Цирулик Н. А. стр. 30
Цирулик Н. А. стр. 31
Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Январь 1 «Одежда»
2 «Мебель»
3. «Плоское прямое плетение. Двойная закладка»
4. «Аппликация из кругов. Чебурашка» Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Цирулик Н. А. стр. 38
Цирулик Н. А. стр. 50
Февраль 1. «Котик»
2. «Сова»
3. «Божья коровка»
4. «Слоник» Цирулик Н. А. стр. 50
Цирулик Н. А. стр. 51
Цирулик Н. А. стр. 51
Цирулик Н. А. стр. 50
Март 1. «Цветы»
2. «Геометрическая мозайка. «Самолет. Ракета»
3. «Клубника»
4. «Лягушка» Интернет ресурсы
Цирулик Н. А. стр. 52
Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Апрель 1. «Дом»
2. «Самолет»
3. «Пингвин»
4. «Насекомые» Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Май 1. «Цветы»
2. «Грибы»
3. Диагностика
Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Поддержка детской инициативы
Реализация программы предполагает проведение занятий в игровой форме, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. На каждом занятии используется дополнительный материал : стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
1. Подготовка к занятию (мотивация).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений) : • повторение названия базовой формы;
• повторение действий прошлого занятия; • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему: • мотивация проходит через использование загадок, стихов, раскрывающих тему занятия; энциклопедических сведений о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.); • показ образца; • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали); • повторение правил складывания.
4. Практическая часть: • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформировавшихся навыков); • вербализация детьми некоторых этапов работы ( расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»); текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей); • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; • анализ работы детей (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Консультации для родителей по темам: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» «Лечебные свойства оригами». Индивидуальное консультирование; Проведение мастер-классов на родительских собраниях; Совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
Работа с социальными партнрами
Подарки ко дню пожилого человека. Акция «Подарки малышам». Использование поделок в качестве подарков на мероприятии детского сада. Поздравление сотрудников с праздниками Новый год, 8 Марта.
Поздравление ветеранов к празднику 9 Мая.
Педагогическая диагностика
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа, начало года)
Фамилия имя ребёнка
Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно изготовить Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу Точность и аккуратность выполнении работы Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Общее количество баллов
Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
«нет» - 0 баллов «да» - 1 балл
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средний 2 – 0 баллов – низкий
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа, конец года)
№
Фамилия имя ребнка
Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно изготовить Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу Точность и аккуратность выполнении работы Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Общее количество баллов Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
«нет» - 0 баллов «да» - 1 балл
6 – 5 баллов – высокий 4 – 3 баллов – средний 2 – 0 баллов – низкий
Организационный раздел
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 1 год (подготовительный дошкольный возраст). Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Материалы и оборудование:
1. Бумага ( непосредственно рабочая: цветная из набора; рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон). 2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений). 3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами). 4. Салфетки: бумажная, тканевая. 5. Рабочая клеенка (для аппликативной обработки оригами). 6. Кисти.
Формы подведения итогов реализации программы.
Составление альбома лучших работ. Проведение выставок детских работ.
Методическое обеспечение программы :
1. М. И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль «Академия развития» 1998 г. 224 с., ил.
2. Н. А. Цирулик «Умные руки» Самара Издательство «Учебная литература» 2005.- 80 с
3. Интернет ресурсы.