Елена Терехова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Чародеи» для детей 5–6 лет
Программа «Чародеи» разработана в соответствии с критериями и требованиями, предъявляемыми к образовательным программам дополнительного образования.
В структуре образовательной программы дополнительного образования «Чародеи» описана новизна, актуальность и её педагогическая целесообразность, отличия от других программ.
Цель художественной деятельности представленной в программе раскрыта задачами.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Чародеи“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В основе организации деятельности детского объединения лежит метод проектов, что является отличительной особенностью данной программы.
Кратко представлены технологические направления в художественном виде деятельности, которые помогают педагогу выстроить этапы деятельности с детьми.
Программа реализуется в течение одного учебного года.
Продолжительность образовательного процесса и его этапы представлены в учебно – тематическом плане.
В программе так же описаны ожидаемые результаты и способы определения их результативности, что поможет спрогнозировать деятельность и определить её качество.
Автором определены формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Чародеи» - это тематические выставки, вернисажи, где каждый ребёнок может примерить на себя роль экскурсовода и рассказать о своей творческой работе друзьям, родителям.
В программе нет подробного описания конспектов итоговых и обобщающих мероприятий, что даёт педагогу, реализующему данную программу право на творчество.
Предлагаемая программа «Чародеи» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Тематика занятий учитывает сезонные изменения в природе и праздничные даты, что способствует художественному развитию дошкольников.
Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.
Данная программа составлена с учётом программы воспитания и обучения в детском саду «Радуга» под редакцией Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон, О. А. Карабанова наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой, «Бумагопластика». «Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдовой, «Художественный труд в детском саду» И. А. Лыковой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность программы данной программы состоит в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.
Действительно, освоение детьми основного содержания программы содействует развитию познавательной компетенции в продуктивной деятельности и повышению на этой основе общего уровня мотивации к обучению. Выполнение детьми творческих работ по заданным темам содействует раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка при условии бережного сохранения непосредственности детского творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.
В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Адресат программы. Данная программа адресована детям 5 - 6 лет. Набор в группу свободный. Специальной подготовки не требуется. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 12 человек (2 подгруппы по 6 человек). Продолжительность занятий 25 минут 1-раз в неделю. Программа может корректироваться в зависимости от желаний и возможностей воспитанников.
Организация деятельности с детьми по ручному труду тесно связана с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Срок реализации программы : один год (1 год)
Программа рассчитана на один год и вписывается в базовую образовательно - воспитательную программу ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня, по каждой теме в игровой форме.
-– 1 раз в неделю по 20-25 минут;
- 4 – 5 занятий в месяц;
- 36 - 39 занятий в год.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
Планируемые результаты реализации программы :
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
формообразования;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание).
• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
• научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
• научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Мониторинг усвоения программы кружка
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла) : имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла) : имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл) : имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
Высокий (3 балла) : имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла) : имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл) : недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла) : проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла) : проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл) : присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла) : регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла) : участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл) : редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла) : точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла) : ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл) : не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Предлагаемая программа «Чародеи» содержит 6 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
1. Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.
А) «бумажная петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закреплённых а одном месте в виде петли;
Б) «объёмная аппликация» –создание видимости объёма
В) «мозаичная» - создание образа путём наклеивания множества одинаковых форм (кружки, квадраты, треугольники, просто рваные бумажки).
2. Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.
3. Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
4. Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.
5. Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панн
6. Обрывание – обрывание бумаги по контуру шаблона, создавая впечатление пушистости, шероховатости.
Содержание программы «Чародеи»
1. Введение в образовательную область (30 мин., 1 занятие)
Знакомство с программой «Чародеи», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д;
Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги.
2. Мониторинг на начало учебного года (60 мин., 2 занятия)
3. Аппликация (4 часа, 8 занятий)
«Грибочек» - мозаичная аппликация
«Фрукты» - объёмная аппликация
«Совушка» - бумажная петля
«Ёлочка» - бумажная петля
«Дед Мороз» - аппликация
«Танк» - мозаичная аппликация
«Ветка сирени» - бумажная петля
«Воздушный шар» - объёмная аппликация
4. Обрывание (2 часа, 4 занятия)
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.
«Осенние дерево»
«Обитатели леса»
«Зимнее дерево»
«Космонавт»
5. Поделки из салфеток (2,5 часа, 5 занятия)
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала.
«Осенние цветы»
«Подарок маме»
«Новогодняя игрушка»
«Одуванчик»
6. Оригами (4 часа, 8 занятий)
Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в этой технике. Условные обозначения и базовые формы.
«Зайчик»
«Символ года»
«Цветы для мамы»
«Зонтик»
7. Торцевание (2,5 часа, 5 занятий)
Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ.
«Первые снежинки»
«Снеговик»
«Снежный домик»
«Голубь»
«Бабочка»
8. Бумагопластика (1,5 час, 3 занятия)
Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике.
«Подарок папе»
«Вечный огонь»
9. Заключительное занятие (30 мин., 1 занятие)
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
10. Мониторинг на конец учебного года (60 мин., 2 занятия)
Учебно – тематический план
СЕНТЯБРЬ Вводное занятие История происхождения бумаги и её свойства
1. Мониторинг Выявление уровня подготовленности детей
2.«Грибочек»
(мозаичная АПЛ) Познакомить детей с новой техникой : мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадрат
ОКТЯБРЬ 1.«Осеннее дерево»
(Обрывание) Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги.
2.«Осенние цветы»
(салфетные комочки) Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них цветы.
3.«Фрукты»
(Объёмная АПЛ) Научить делать объёмную аппликацию из бумаги
4.«Обитатели леса»
(обрывание) Передать образ лесных обитателей через обрывание (фактура образа)
НОЯБРЬ 1.«Совушка»
(бумажная петля) Учить использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок.
2.«Первые снежинки»
(торцевание) Познакомить с новой техникой: торцевание. Познакомить различными способами торцевания. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.
3.«Подарок маме»
(салфетные комочки) Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них композицию.
ДЕКАБРЬ 1.«Зимнее дерево»
(обрывание) Продолжать учить детей аккуратному обрыванию, доводить композицию до конца.
2.«Дед Мороз»
(аппликация) Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение
3.«Ёлочка»
(бумажная петля) Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка
4.«Новогодняя игрушка»
(салфетные комочки) Закрепить умение скатывать из салфеток шарики, жгутики. Учить формировать правильно композицию
ЯНВАРЬ 1.«Символ года»
(оригами) Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением
2.«Снежный домик»
(торцевание) Упражнять в скручивании торцовок, приклеивании на бумагу плотно друг к другу.
3.«Зайчик»
(оригами) Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
ФЕВРАЛЬ 1.«Снеговик»
(торцевание по пластилину) Учить сочетать в одной работе игольчатые торцовки и торцовки-трубочки. Поощрять самостоятельность и инициативность детей
2.«Танк»
(мозаичная АПЛ) Продолжать закреплять с детьми данный вид аппликации
3.«Подарок папе»
(бумагопластика) Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пласт
МАРТ 1.«Цветы для мамочки»
(оригами) Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам.
2.«Ветка сирени»
(бумажная петля) Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.
3.«Зонтик»
(оригами) Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
АПРЕЛЬ 1.«Космонавт»
(обрывание) Продолжать совершенствовать навыки в данной технике
2.«Воздушный шар»
(объёмная АПЛ) Развивать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
3.«Бабочка»
(торцевание) Упражнять в приклеивании торцовок к картону, развивать умение аккуратно тонким слоем наносить клей, добиваться плотного приклеивания торцовок друг к другу.
4.«Одуванчик»
(салфетные комочки) Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе
МАЙ 1.«Голубь»
(торцевание) Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
Воспитывать любовь к работе с бумагой.
2.«Вечный огонь»
(бумагопластика) Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.
3. Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
Мониторинг Проверка полученных навыков на конец учебного года
Всего: 39 занятий, 19,5 часов
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Условия реализации программы.
Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- бумага офисная цветная марки «Со1ог»,
-бумага офисная белая,
-бумага цветная,
-картон цветной,
-картон белый,
-бумага для акварели,
- клей ПВА,
-клей-карандаш,
-ножницы,
- мультимедиа для просмотра презентаций.
-пластилин
Сотрудничество с семьями воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает отношения сотрудничества в системе «родитель – педагогов», повышает уровень работы педагога.
Формы работы с родителями
• Проведение родительских собраний
• Проведение мастер – класса «Что такое торцевание»
• Консультации в виде папок передвижек «Развиваем моторику рук»
• Беседы с родителям об успехах их детей.
• Выставка детских работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Занятия кружка «Чародеи» превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из простого листа бумаги.
Разнообразие техник бумагопластики позволяет разнообразить занятия,
удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным
приёмам работы. На занятиях используется разнообразный наглядный материал, дидактические и занимательные игры, упражнения, сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Список используемой литературы.
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа--- М: Мозайка- Синтез, 2016
2. Аппликация и бумагопластика. - М. : АРТ, 2008. - 164с., ил.
3. Евсеев Г. А Бумажный мир. - М. : АРТ, 2006.- 107с., ил.
4. Черныш И. Удивительная бумага. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.
5. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги-М. :2008
6. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П. :Детство-
ПРЕСС 2009г.
7. Петрова И. М. Объёмная аппликация - С-П. : Детство-пресс 2002г.